ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
|
|
ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ международный культурный проект |
Произведения участников Волошинского конкурса
» Волошинский конкурс 2013
номинация: «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей»
|
Наполеон Бо. Пьеса в двух действиях.
«Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать! Впрочем, видно так уж у него на роду было написано...».
М. Ю. Лермонтов. "Фаталист”
Генерал Наполеон Император Наполеон Маркиз де Лас-Каз Жозефина Кудрявая дама Бетси Женщины Солдаты Крыса
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ.
СЦЕНА 1. ОСТРОВ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ. Маленькая комната в бывшем помещение скотного двора. Потертый ковер, грубые деревянные стулья, походная кровать с зеленым пологом. На ней, прикрывшись плащом и опершись на руку полулежит генерал Наполеон. На нем походный серый мундир. На столе рядом с серебряным тазом для умывания лежит выцветшая треуголка. На стуле у кровати сидит маркиз де Лас-Каз – маленький, щуплый человек, держа наготове бумагу и перо.
НАПОЛЕОН (диктуя, в пространство перед собой). За семь дней до моего рождения на небе появилась комета. И поверьте, скоро она появится вновь – уже над этим островом.
Лас-Каз поднимает от записей, смотрит удивленно.
НАПОЛЕОН. Да-да. Кометы возвещают о рождении и смерти великих властителей.
Иронично усмехается. Лас-Каз поспешно записывает его слова.
НАПОЛЕОН (продолжая). Однажды ко дню рождения мне прислали забавный подарок. В парижском военном училище разыскали мою юношескую тетрадь – записи по географии, знаменитый курс аббата Лакруа. И последняя запись в этой тетради была...
Наполеон лукаво смотрит на Лас-Каза, застывшего с пером в руке. Улыбается.
НАПОЛЕОН. Последняя запись была такова: «Святая Елена, маленький остров». (помолчав) И все! Далее все обрывалось, хотя в тетради оставались пустые страницы, много пустых страниц. А ведь я тогда был беден и экономен… Так и запишите: «Со мной никогда не случалось того, чего бы я не предвидел».
Лас-Каз записывает. Поднимает голову.
ЛАС-КАЗ. Сир, вы хотите сказать, что…
Наполеон молча кивает.
Спустя какое-то время.
ЛАС-КАЗ (глядя под ноги и брезгливо морщась). Сир, здесь воняет навозом. Как посмели эти мерзавцы поселить вас в загон для скота?!
НАПОЛЕОН (с улыбкой) Я давно потерял способность чувствовать запахи. Они остались в памяти. Запахи потных тел, вонючих сапог... мочи, когда неряшливо ходишь по нужде... прибавьте сюда запах разлагающихся трупов (усмехается) Ароматы моих побед
Замолкает, пытаясь сосредоточится.
НАПОЛЕОН. Итак, мы подступили к Акре. Осада продолжалась второй месяц. Крепость держалась! Завоюй я её – мне кажется я не вернулся бы во Францию. В то время я уже научился понимать голос судьбы. В Египте я часто с ней разговаривал и порой даже в мелочах ощущал её заботу
Берет со стола свою треуголку. Из под нее выскальзывает и плюхается на пол жирная крыса.
ЛАС-КАЗ (с ужасом). Боже, они везде!
НАПОЛЕОН (смеясь). Я ничего не имею против крыс. Они напоминают мне о былых победах. (продолжая) … Во время очередного марша мы остановились на отдых у древней крепости. Лежа в тени, я слушал шелест осыпающихся тысячелетних стен. Тронул рукой лежавший рядом камень и увидел под ним полузасыпанную камею. Она оказалась бесценной – времен императора Августа. Я подарил её потом Жозефине…
ЛАС-КАЗ (с улыбкой). Но вначале вы подарили её некоей даме…
НАПОЛЕОН (улыбнувшись). Вы недурно осведомлены! Да, вначале я подарил одной даме, но она оказалась так ленива и дурна в постели, что я отобрал у нее камею и подарил Жозефине.
Хрипло смеется.
НАПОЛЕОН. Давайте прервемся. Вы заговорили о женщинах, и мне захотелось принять ванну. Отдохните и возвращайтесь через час…
CЦЕНА 2. Все та же убогая комната. Ковер скатан, на полу стоит большая бочка, из которой свешиваются углы простыни. В бочке, по грудь в воде сидит Наполеон. На стуле поодаль расположился Лас-Каз с пером и блокнотом.
НАПОЛЕОН (расслабленно). Итак, мы остановились на взятии Акры.
ЛАС-КАЗ. Если быть точными, мы остановились на Жозефине.
НАПОЛЕОН (с улыбкой). Сначала сражения… женщины потом.
Пошевелившись в бочке и издав всплеск, он проводит ладонью по влажному лицу и шее.
НАПОЛЕОН. Там, у Акры я спросил себя: отчего я не могу взять жалкую крепость? И понял - Судьба не хочет видеть меня более в африканских песках. Уже двадцатого мая я начал поход обратно в Египет… Госпитали были завалены больными чумой. Я зашел, чтобы проститься с несчастными. Мои генералы боялись входить туда. Но я знал – судьба меня хранит… Я велел врачу дать чумным яду – за нами по пятам шел враг…
Вернувшись из Египта я остановился в своем доме на улице Шанторен, переименованной в улицу победы. Там меня ждала моя мать и (он помолчал) Жозефина…
На сцену выходит изящная миловидная женщина без платья и в туго зашнурованном корсете.
ЖОЗЕФИНА (взволнованно и кокетливо). Он вернулся так внезапно. Я была в гостях у (смущенно ищет слова) у одного близкого друга. Зная его бешеный характер, я подумывала развестись… Но (делает гордое лицо) когда я увидела встречу героя…
Лас-Каз надевает на голову величественно сидящего в бочке Наполеона треуголку.
ЖОЗЕФИНА (подмигивая залу) к тому же у меня было долгов на два миллиона! Я примчалась домой и нашла свои вещи у консьержа – муж выставил их из квартиры. Он оставил мне письмо.
Подносит к глазам листок.
НАПОЛЕОН (воспроизводя текст письма). "Я знаю все! И если это правда – прощай! Я не хочу стать посмешищем! Ты сделала все, чтобы даже слава наводила на меня скуку. Мое чувство, мою душу ты изодрала в клочья. В двадцать девять лет я старик.”
ЖОЗЕФИНА. Я поднялась наверх, но он заперся в кабинете. Я поняла, это хороший знак – он боится видеть меня. (подмигивает).
Жозефина подходит к бочке и присев, стучит в деревянную стенку.
ЖОЗЕФИНА. Я постучала. Он не открывал. Я постучала еще… Я вызвала детей – он очень любил моих детей… Я все молила и молила. Выдержать это было свыше его сил.
Жозефина еще раз настойчиво стучит в стенку бочки.
НАПОЛЕОН (мрачно и бессильно). Войди.
Жозефина, закинув одну ногу в бочку лукаво оборачивается к залу.
ЖОЗЕФИНА. Я смогла тут же доказать ему, что он не ошибся, простив меня, благо в комнате был диван.
Усаживается в бочке напротив Наполеона. Потом ныряет с головой. Наполеон, вцепившись руками в стенки бочки, в изнеможении откидывает голову назад. Его треуголка падает на пол.
НАПОЛЕОН (глядя в потолок). Она ветрена… да… непостоянна … она как Франция – её надо все время завоевывать. Но тогда я решил обладать обеими. И не ошибся…
ЛАС-КАЗ. Но у вас были другие женщины, сир.
Жозефина выбирается из бочки и прикрывшись простыней уходит.
НАПОЛЕОН. Я не помню их лиц.
На сцену входит вереница женщин.
НАПОЛЕОН. Не больше двадцати минут на любовь. Меня ждали государственные дела…
В бочку садится рослая красавица с диадемой в волосах…
НАПОЛЕОН. Ах, да. Мари Валевска … графиня была хороша… Три часа вместо обычных двадцати минут (улыбаясь) мои адьютанты заподозрили, что на меня совершено покушение. (смеясь) отчасти так и было… Благодаря Валевска я узнал, что могу иметь детей.
ЛАС-КАЗ. Но вы не признали сына.
Наполеон молчит.
Прикрывшись простыней, графиня уходит. К бочке нерешительно подходит совсем юная девушка с "золотыми локонами”. Она уже заносит ногу, чтобы сесть, но Наполеон жестом останавливает её.
НАПОЛЕОН (с теплом). Бетси… дочь Уильяма Блэкомба… юная бестия, мой любимый друг ( с улыбкой оборачиваясь к Лас-Казу) помните, как ловко разыграл я тяжелобольного, когда она пришла проститься со мной, уезжая в Англию? Зато Блэкомбы довезли до Лондона весть о великом человеке, которого убивает климат (хрипло смеется, потом замолкает, с жаром глядя на худенькую фигурку Бетси) Однако, как жаль, что ей не было хотя бы на пять лет больше!
Берет в ладони воду, плещет себе в лицо. Сидит с прижатыми к лицу руками.
НАПОЛЕОН (не убирая рук от лица). Проклятая мгла, что висит над этой скалой.
ЛАС-КАЗ. Скала, к которой трусливые боги решили приковать мятежного героя.
НАПОЛЕОН. Мои кишки горят так, будто все уже выклевали.
ЛАС-КАЗ (осторожно). Мессир, у меня есть подозрения, что вам в вино подсыпают мышьяк.
НАПОЛЕОН (отнимая руки от лица). Лас-Каз, запомните – вокруг меня никогда не происходило ничего, о чем бы я не был осведомлен первым… Подайте мне халат и мы продолжим…
CЦЕНА 3. Всё та же комната. Наполеон ходит по комнате. Лас-Каз, сидя за столиком, на котором все еще стоит таз, разбирает записи.
НАПОЛЕОН. Cпросите про лучшее время – и я назову Тулон. Да, тогда Cудьба еще ласкала и хранила меня…
ЛАС-КАЗ. Сир, может быть стоит закончить ваш рассказ фразой: "В Тулоне он впервые встретился с Историей, чтобы более никогда с ней не расставаться”?
Наполеон в ответ хрипло хохочет.
НАПОЛЕОН. Какая банальность, мамзель де Лас-Каз! Впрочем, даже ее можно спасти - в Тулоне он впервые вые*ал Историю! Как жаль, что этого нельзя писать. Но, умоляю, впредь не пишите ничего сами! Вокруг меня и так хватает патетики. (помолчав) Битва при Ватерлоо…именно тогда судьба изменила мне. В полдень 18 июня, когда я садился на коня, я услышал… было чувство…короче, я тогда знал, что меня ожидает. (помолчав) Я никогда не видел земли и неба перед сражением. Я видел только своих солдат и врага перед боем, и убитых и раненых - после боя. Но тут я странно отвлекся, впервые заметил, как дул ветер, обнажая сучья деревьев, как серебрились на ветру листья, как на солнце надвигалось темное облако... Все было величественно и напряженно, как бывало перед грозой в Мальмезоне... когда под печальный шум дождя я любил ее...
НАПОЛЕОН. Вскоре сражение началось. Англичане стояли насмерть… (опомнившись, властно) Лас-Каз, до этой фразы все вычеркните…
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
СЦЕНА 1. Сцена поделена на две половины. В одной половине каюта корабля: двухярусные кровати, маленький откидной стол. Во второй – борт корабля. Наполеон в нарядном белом мундире смотрит на океан. В каюте, у стола сидит Лас-каз с неизменным пером в руке.
ЛАС-КАЗ. Пятнадцатое августа, день рождения императора мы встретили в море. В кают-компании устроили маленькое торжество – сказали несколько тостов в его честь… Он вышел на палубу. Стоял и смотрел на океан… Матросы поймали огромную акулу и разделывали её. Он подошел совсем близко и смотрел как вспарывают великолепное тело недавней повелительницы океана. Его мундир забрызгало её кровью… В тот день он гулял один, до самого вечера, так и не сменив забрызганный кровью мундир…
ЛАС-КАЗ. Набережные были заполнены людьми, жаждущими увидеть «корсиканского людоеда», ужасного «Бони». Мичман Джордж Хьюм едва ступил на берег, как тотчас был засыпан вопросами стайки молоденьких девушек: «На кого он похож? Человек ли это? Были ли у него руки в крови, когда он поднялся на борт? » «Беллерофон» был окружен лодками, взятыми напрокат. Моряки с корабля держали публику в курсе дела, выставляя доски с, написанными мелом сообщениями: «Он завтракает». Или: «Он возвратился в каюту». Наполеон старался не разочаровать любопытных. Каждый день, преодолевая беспокойство по поводу уготованной ему судьбы, он поднимался на палубу и оставался там по часу и дольше.
Наполеон в белом, забрызганном кровью мундире, приветливо машет рукой галдящей вдалеке толпе.
НАПОЛЕОН (в зал). Последнее, что я увидел на французской земле – свое чучело. Вымазанное дерьмом, оно качалось на виселице. И я мог сказать себе: "Ты был прав, презирая людей”.
КРИК ЗА СЦЕНОЙ. Земля!
ЛАС-КАЗ. Издалека это был страшный черный нарост посреди океана. "Похоже на испражнение дьявола по пути в ад,” - сказал я. Император усмехнулся.
ИМПЕРАТОР. Отличная скала для Прометея. (обращаясь к Лас-Казу) сравнение хоть и банально, но правдиво. Запишите. Несчастье – великий соавтор в судьбе королей. И эта скала нам очень пригодится. (не отводя глаз от скалы) Я изведал все. Моей репутации не хватало только одного – несчастья… Я носил две короны – Франции и Италии. И я не зря выбрал англичан – они увенчали меня третьей. Самой великой, которую носил сам Спаситель – терновым венцом.
Лас-Каз удивленно поднял от бумаг лицо.
НАПОЛЕОН (с улыбкой). Они попались, мой друг. Запишите в вашу летопись: "Cемнадцатого октября после семидесяти одного дня пути император прибыл на остров Святой Елены…” Занавес закрывается. ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ. Уже в 1813 г. генералы, офицеры и даже солдаты гвардии замечали, что император без нужды подвергает себя смертельной опасности и делает это не так, как, например, в прежних войнах: на Аркольском мосту в 1796 г. или на городском кладбище в Эйлау в 1807 г., т. е. не тогда, когда это нужно было по тем или иным военным соображениям, а совершенно напрасно. Например, как уже было отмечено еще в 1819 г., после гибели Дюрока император сел на пень и некоторое время сидел неподвижно, являясь как бы живой мишенью для летавших вокруг осколков снарядов. В 1814 г. эти странные поступки стали учащаться, и ошибиться в их значении было уж невозможно…
|
Категория: «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей»
| Добавил: leramanovich (31.07.2013) | Автор: Лера Манович
|
Просмотров: 187
|
|
номинации | «При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» [53] поэтическая номинация издательства «Воймега» | «Я принял жизнь и этот дом как дар…» [195] поэтическая номинация журнала «Интерпоэзия» | «Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…» [60] проза: номинация журнала «Октябрь» | «Когда любовь растопит шар земной?..» [108] проза: номинация журнала «Дружба народов» | «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей» [60] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» | «Пьеса на свободную тему» [155] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» |
|
|