За окном ревут машины, мельтешат угрюмые, захлопотанные граждане под кричащими уличными «билбордами»: «Купито! Купи это!» Короче, на дворе 21 век. А что Андрей Недавний?
Дуй в ладошки, зажигалку прячь в карман. Средь тишины —
Грустно плавают снежинки и о людях видят сны.
Вот такой его мир. Как говорится, милости просим. Здесь царит тихая музыка и глубокая мудрая печаль, где «сумерки — словно всхлипы бусин вечерних рос» и голос автора:
«Играй, играй, кузнечик мой, играй, настраивая вечность на Вивальди. И в каждой ноте грустно умирай...».
Когда-то великий испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка сказал: «Самая печальная радость быть поэтом».
Провинциальное уменье — не на виду, не на слуху—
Стихов, как рыбок, наловить — и ввечеру варить уху.
Детская непосредственность и одновременно слова не мальчика, но мужа. У Андрея Недавнего особенные отношения со словом. Оно у него не вымученное, не прирученно-упрощенное, а первозданно-свободное, как вольная птица, которая сама по своим, только ей известным причинам, вдруг решила сесть поэту на плечо, поклевать из его ладони, просто попеть за окошком.
Или как женщина:
Потом, когда ветер совсем стихал,
Она потягивалась в постели.
Он так её и не приучил к стихам,
Хоть оба этого лишь и хотели...
Не приучил — не приручил. Все выбрали свободу: поэт, женщина... и стихи.
Невероятно, но факт — когда Андрей Недавний пишет о разлуке, где-то в глубине между строк прячется слово «встреча», когда он пишет о холоде, почему-то на душе теплеет, а когда намекает, что устал от нелепости существования (например, в стихотворении «Пока ещё снежинок мошкару гоняет хмурый дворник…»), как раз и предчувствуешь гармонию, которая вот-вот должна воцариться — и тогда!.. Впрочем, математик, наверное бы, сказал, что ничего невероятного здесь нет — обычное доказательство от противного.
Меня же, совсем не математика, при знакомстве с рукописью книги немного смутило, что все стихи снабжены датой. Все порывался позвонить и спросить: «Зачем, Андрей, ты так поступил? Это ведь не дневниковые записи, не "узелки на память". Хорошо, что не позвонил, потому что ответ нашелся вот в этом стихотворении:
Там числа, избежав календаря, событиям заламывали цены.
Из одного любили сентября когда-то на двоих немые сцены.
И лебедь шею стройную тянул под музыку плывущую Сен-Санса.
Я целовал красавицу одну при выходе с последнего сеанса.
Увы, не тронуть струны, словно встарь. И на снегу следов нет. Чисто-чисто.
И до сих пор в обиде календарь на наши не случившиеся числа.
Стихи — это случившиеся числа. В конце стихов стоят даты не напрасно прожитых дней. Их в жизни поэта Андрея Недавнего, к нашему читательскому счастью, было немало. Книга «Арфистка эолова» — документальное тому подтверждение.
Николай Туз
Андрей Недавний
Родился в 1971 г. С 1978 г. живёт в Ставрополе. Стихи пишет с 1987 г. Работает преподавателем по классу гитары, соответственно своему образованию.
Публиковался в местных газетах и журналах, а также в «Литературной газете», альманахе «Белый ворон», в электронном альманахе «45-я параллель».
В 2004, 2008 и 2009 гг. посещал мастер-классы поэзии Александра Кушнера, Олеси Николаевой и Максима Амелина в подмосковном пансионате «Липки» на форуме молодых писателей (ФСЭИП). В 2013 г. был на финале Всероссийского поэтического слэма в Перми (6 место).
В 2012 и 2013 гг. был одним из представителей ставропольской литературной группы «Кавказская ссылка» на Волошинском фестивале, где посещал мастер-классы по поэзии Бахыта Кенжеева, Светланы Кековой, Анны Гедымин и Геннадия Калашникова.
Это первая книга автора.

|