ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ




ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ




АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
 международный культурный проект 

Произведения




» Международная Волошинская премия 2013 года

Галина Илюхина. Птичий февраль (СПб, Союз писателей Санкт-Петербурга/Любавич, 2012)


Рекомендация на книгу Галины Илюхиной «Птичий февраль».

(выдвижение на Международную Волошинскую премию 2013 года в номинации «Лучшая поэтическая книга 2012 года»)

Книга Галины Илюхиной «Птичий февраль» — третий по счету сборник произведений интересного и оригинального петербургского поэта. Это наиболее зрелая и объемная книга автора, которая является безусловной удачей. То, что вызревало и опробовалось в первых двух сборниках («Пешеходная зона», 2006, «Ближний свет», 2010), в новой книге проявилось как самостоятельная и оригинальная манера. Опираясь на лучшие традиции русской поэзии, автор развивает их и, привнося в творчество свой литературный и жизненный опыт, обретает собственный голос, который ни с кем не спутаешь.

Вот что пишет в отклике на сборник поэт, критик, известный петербургский журналист Елена Елагина: «В поэзии по-прежнему действенна знаменитая формула — «лучшие слова в лучшем порядке». Именно по ней на создание образа работает весь поэтический инструментарий: ритм, напевность (либо, напротив, жёсткость интонации), выбранный размер, свежие метафоры, неожиданные рифмы, и — точность...». Точность выбранных слов и метафор — отличительная особенность поэзии Галины Илюхиной. Характерная для многих нынешних стихотворцев расплывчатость и необязательность образов здесь исключена, каждое слово встает на уготовленное ему место.

Цитата из того же отклика: «У поэта Галины Илюхиной цепкий глаз, предельное внимание к деталям и умение художественно оформить всё, что этот самый глаз в содружестве с умом видит: самые непритязательные, казалось бы, пейзажи, натюрморты, интерьеры, ситуации и психологические состояния. Поэтическая ткань при этом получается плотной, разнообразной, порой причудливой и расшитой разного рода украшениями... Её «оптика», скорее, из разряда кинематографической: не статична, но динамична. Импульс движения проникает всюду — в развитие сюжета (пусть и на весьма ограниченном вербальном пространстве), в готовность к превращениям, в само дыхание фразы, слова».

То же самое можно сказать о нравственно-философском аспекте этих стихов. Любое стихотворение обеспечено подлинным переживанием, реальным опытом души. Да, это по преимуществу печальный опыт, но кто сказал, что лирика должна веселить и развлекать? Вот как говорит об этом в своей рецензии на книгу писатель, драматург Владимир Шпаков: «Мрак и печаль (вечные спутники нашего бытия) преображаются в этих стихах в совершенную форму, и в таком виде — преодолеваются, и мы примиряемся с темной стороной жизни, получая от поэзии заряд экзистенциальной стойкости». По- своему говорит о том же самом Елена Елагина: «Греческие трагедии, как известно, разрешались катарсисом. Чем разрешать трагические состояния современного человека? Утешает и лечит людей, способных к восприятию литературы и искусства, гармоничная форма, её совершенство».

Эта книга, по мнению многих, моментально пробуждает читательский интерес. Журналист, культуролог Юлия Милович-Шералиева пишет об этом следующее:

«Птичий февраль» — книга, с первых строк захватывающая, манящая, увлекающая читателя за собою в незримые прежде пространства. Она приглашает тебя, беря за руку, ощутимо, физически. Проводник в таинственные вневременные земли, где царствуют тени родных, и не очень, врагов и близких, живых и мертвых. Там времени нет, потому что поэзия, как и любовь, его отменяет». Автор действительно зачастую уводит читателя в зыбкие миры, которые нельзя пощупать руками, зато можно почувствовать посредством поэзии. Приведем еще одно высказывание Елены Елагиной: «Мистический привкус всегда был присущ образу Петербурга, но не столь зримо и не столь густо, как в поэзии Илюхиной... Мир этого поэта
мало схож с видимой реальностью, он густо и активно населён самыми разными существами, могущими поспорить с разгоряченной фантазией Босха и кафкианскими превращениями. Мировой котёл у Илюхиной кипит и выкипает, всё в нём бурлит и движется, всё так или иначе трансформируется, всё готово к самым неожиданным изменениям».

При этом, как ни парадоксально, автор крепко стоит на земле, он вовсе не отрывается от нее, не улетает в заоблачные выси. Один из секретов притягательности этой книги и заключается в органическом совмещении несовместимых, казалось бы, вещей. Мир предметный и узнаваемый соседствует здесь с миром интуиций и прозрений, серьезность перебивается иронией, а временной отрезок, который пытается осмыслить автор, включает не одно десятилетие.

Эта книга, безусловно, порадует подлинных ценителей поэзии и, конечно же, она заслуживает право выдвижения на литературную Волошинскую премию.

Редакторы ЛитО:
Виктор Беляков (Ганч)
Дмитрий Легеза
Ольга Хохлова
13 июля 2013









Размещено: 24.07.2013, 13:38

Категория: Все номинанты Международной Волошинской премии 2013 года | Опубликовал: Сергей Каревский
Просмотров: 454 | Загрузок: 2
Всего комментариев: 0


произведения участников
конкурса 2014 года
все произведения
во всех номинациях 2014 года