ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
|
|
ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ международный культурный проект |
Произведения участников Волошинского конкурса
» Волошинский конкурс 2013
номинация: «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей»
|
Боги - это клоуны
БОГИ - ЭТО КЛОУНЫ
Действующие лица:
Современный критик. Чарли Чаплин. Фредерико Феллини. Сергей Эйзенштейн.
Чаплин: Что ж, надо понимать, мы - ваши любимые режиссеры? Критик: Нет, не совсем так... то есть я не хочу никого обидеть... Видите ли, внезапно я понял кое-что. Я понял, что вы трое... Вас объединяет одно. Эйзен: Вы очень симпатичный молодой человек, но это вовсе не дает вам права устраивать бессмысленные действа подобно этому... Критик: Господин Эйзенштейн, ну что вы, ей богу, дайте наконец высказаться. Когда еще поговоришь с Гениями с глазу на глаз! Честно говоря, меня, например, шокировала информация о вашем псевдониме Сэр Гей. С детства вы представлялись мне в виде шеститомника в папиной библиотеке. Потом вы стали Броненосцем Потемкиным. Я никогда не видел вас человеком, да еще занимающимся сексом, да еще с мужчинами. Эйзен: Детка, это ваши проблемы. У меня была нелегкая жизнь. Да и что это за мода лезть в чужую личную жизнь?!! Критик: Да-да, в самом деле, вы абсолютно правы, это просто мода, простите. Это, собственно, все равно. Так вот, о чем я говорил? Да! Моя идея такова: в истории кино вы самые великие. Почему? А вот почему: вы трое уловили самую суть кинематографа. Каждый по-своему разгадал секрет кино, который заключается в клоунаде. Вы были клоунами. Каждый из вас был Великим Клоуном! Эйзен (ковыряет в носу, смирившись с присутствием критика): Да, я любил цирк и понимал, что кино должно следовать принципу грандиозного зрелища. Чаплин (слегка оживившись): А ведь я этого сначала не понимал. Нет, правда. Я просто играл свою роль и видел, что всем вокруг смешно. Я даже не совсем понимал, почему люди смеются, видя меня. Действительно, ну что я такого делал? Когда я отобрал у своего коллеги тросточку и нахлобучил на голову котелок, я и представить себе не мог, что создал свою вечную маску! Но я старался изо всех сил. Рассмешить человека ведь гораздо сложнее, чем заставить плакать. Хотя... слезы тоже попробуй выжми! Критик: Мне кажется так: вы, Чарли (можно вас так называть?) были клоуном в маске, господин Эйзенштейн воплотил идею клоунады в монтаже. Феллини старался сделать клоунами своих героев. Он создал свою Джульетту Мазину, грустного клоуна, который улыбается после всех своих злоключений. Кстати, ведь вы полностью выросли из Чаплина! Если б не Чаплин, вас бы не было. Или был бы другой Феллини. Феллини разговор демонстративно игнорирует. Правда, он с интересом поглядывает на стоящую в серванте бутылку текилы. Критик: (воодушевленно, не замечая игры Фредерико, Эйзенштейну, развалившемуся на диване) Послушайте, я всегда знал, что Чаплин - клоун. Но на мысль о клоуне - Эйзенштейне меня натолкнули ваши клетчатые штаны. Эйзен: Ну-ну, я думаю, вы не первый, кто... Критик: Нет-нет, ведь я первый собрал вас втроем, это пришло в голову совершенно неожиданно! Это было мое открытие! Как яблоко, свалившееся на Ньютона. Хотя я не совсем еще пойму связь между клоунадой и вашей значимостью в кинематографе. Ну, хорошо - вы Клоуны. Но почему это производит такой взрывной эффект? В разных жанрах, стилях, темах - но всегда успех, взрыв, революция! Правда, вас, господин Эйзенштейн, не очень любили зрители. И все равно, все равно вы выше всех на иерархической лестнице русского кино. Эйзен: Архетипический образ смешного и драматического, сидящий в голове каждого человека. Что такое клоун? Его пантомима? Это трагикомедия. Он больно падает, но смеется. Его ударяют, и он ударяет. А его еще сильнее. Это книга жизни. История клоуна - неплохое руководство к в ы ж и в а н и ю. И это весело, черт возьми, это вселяет оптимизм! Яркая одежда, бутафорская рожа! Ему все нипочем. Критик: Я понимаю, когда это касается смешного Чарли, никогда не теряющего вкус к жизни. Но как это связано с монтажом аттракционов... А ведь тут точно что-то есть, в этом я уверен на все сто. Эйзен: Ну, во-первых, почему только монтаж - у меня были и герои. Александр Невский - что, не герой? Но мои настоящие герои - это время, эпоха, история. Я люблю массу, тот момент, когда люди не разделяются на индивидуальности. Мой герой - толпа, единый общественный организм. И со всем этим я выкидывал такие фокусы... толпа была моим Петрушкой. Я не Чарли, я не слишком сентиментален. Главное - это обдать зрителя кипятком, шокировать, поразить. Все в подкорке - не важно каким путем будут затронуты одни и те же точки-рецепиенты... Критик: Хорошо, хорошо... Простите, перебиваю вас, ну послушайте, был смешной Бастер Китон. Но он был слишком гуманен - он был добрым комиком. Это не по-клоунски, слишком по-человечески. В его кино все кончалось хорошо. А в жизни так бывает не всегда. Чарли дает понять, что его улыбка - это не реальная победа добра, а лишь сила воли его героя, заставляющая возвестить всех о неком условном добре, которое якобы существует. То есть, я хочу сказать, добро остается только в человеческом сознании. В зрительском сознаниии. Но не в жизни. Жизнь остается жестокой к маленькому человечку. (Наконец почуяв негативное отношение Феллини к разговору, пытаясь еще больше разозлить его): А ваш, Фредерико, хаос в "Репетиции оркестра” - ведь это все, абсолютно все из ранних американских комедий. Землетрясение, рушится целый дом... Это происходит чуть не в каждом фильме того же Бастера Китона. Ай-ай-ай. Нет, решительно, вас следовало бы убрать из тройки лидеров за вашу вторичность. Если что и говорит в вашу пользу, то это дальнейшая п с и х о л о г и ч е с к а я разработка материала и.... ваша трогательная жена. Удивительнейшая находка... Да-а, удивительнешая. Фредерико (грустно осознав, что с критиковской текилой дело не сладится): Меня вообще оскорбляет ваше присутствие. Кто вы такой, наконец?!! Вы чересчур много себе позволяете. Вульгарный, наглый, примитивный тип! Критик: Вот это да, а мне казалось, что мы замечательно общаемся! Как же я заблуждался... И тем не менее, я ваш постоянный зритель и истинный почитатель. Подумайте, ведь, кроме меня, вас мало кто и помнит! Вы должны быть мне благодарны. Возмущенный Феллини, ухмыляющийся Эйзенштейн, грустный Чаплин вдруг исчезают. Критик: Эх, кто меня за язык тянул. Хотя... ну как с ними можно разговаривать?! Снобы. Динозавры. Мастодонты. Памятники. А я... тоже хорош. Критик - как еврей, ему все время приходится оправдывать свое существование на белом свете. Он сначала скажет "извините, что я критик” а потом как пойдет чесать - все, что в голову полезет... (просыпается, открывает глаза и сонно глядит на постер с чаплиновским силуэтом) ....Теперь я знаю, Боги - это Клоуны.
|
Категория: «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей»
| Добавил: Ulyana (30.07.2013) | Автор: Дарья Хренова
|
Просмотров: 143
|
|
номинации | «При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» [53] поэтическая номинация издательства «Воймега» | «Я принял жизнь и этот дом как дар…» [195] поэтическая номинация журнала «Интерпоэзия» | «Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…» [60] проза: номинация журнала «Октябрь» | «Когда любовь растопит шар земной?..» [108] проза: номинация журнала «Дружба народов» | «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей» [60] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» | «Пьеса на свободную тему» [155] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» |
|
|