ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
|
|
ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ международный культурный проект |
Произведения участников Волошинского конкурса
» Волошинский конкурс 2013
номинация: «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей»
|
Экспрессионист, или Крик на мосту
Действующие лица: Два грабителя Жертва Доминик Ральф в молодости и в возрасте, сотрудник музея Эдварда Мунка в Осло, ученый, он же комментатор титров Эдвард Мунк, художник Мистическая фигура художника Милли Таулов Тула Ларсен Ивер Стенвуд, комиссар полиции Осло Анастасия Рыжова, следователь прокуратуры Санкт Петербурга Элеонора Веселова, искусствовед Эрмитажа Сатир, лидер Сатирикона Репортер Публика в студии и на карнавале
Пролог . Вечерний Петербург. Женщина идет по Аничкову мосту. Она. Ой, ой, ёййййййййй! – Что вы хотите.. ай... от меняяяяя?.... Задохнулась от боли. Старая вязаная шапочка упала в лужу еще холодного, весеннего дождя. Мелькают тени и кадры видеоряда на экране выше над «мостом». Экран-калейдоскоп между двумя перекладинами в виде буквы « П» –шторм-трапами натянут между ее створами, как мост. С двух сторон качаются, ведущие в Никуда лестницы-трапы. Темная фигура 1я.Скорее, куды ты запропал!.. Что сказал, урод! Давай сюды! Бей! Темная фигура 2я.( Согнувшись, нехотя, добавила жертве удары. Порука зла.) Машина сорвалась с места. На экране. Вытянутая маска « Крик», известковой, мертвяковой белизной из ее окна, пронеслась мимо и унеслась в темноту туннеля. В мозгу пострадавшей, импульсирующие на экран, замирают кадры прекрасного весеннего дня, Кони Клодта и выражения лица возничего, усмиряющего коня. Женщина лежит под мостом. По шатким мосткам грабители убегают с добычей. Они – из одной криминальной сети, примыкающей к артнеппингам в Норвегии, еще только готовящим кражу знаменитых полотен.
Картина 1. Норвегия. Поворот моста. Кадры вверху на экране: виды Норвегии, музей. Доминик Ральф, искусствовед музея Эдварда Мунка, молодой человек. Он - в бегах, (с письмом в руках..) Совершено ограбление века. Украдены два знаменитых полотна художника. Придется вести самому дознание. Нужно же было мне отвечать на подозрительное письмо из Санкт Петербурга! Да еще и не быть в день ограбления на работе. О какой такой личной экскурсии могла идти речь в послерабочее время. И почему они посулили крупную сумму денег, какова их связь с криминальным авторитетом, которого уже упекли на 19 лет? Возможно, шантаж картиной?! Чувствую, мои изыскания в биографии загадочного Мунка снова отодвигаются. А ведь за этим стоит защита диссертации, звание доктора наук, увеличение доходов!.. Ммм, дааа... ( в сердцах трясет письмом, шторм- трапом, - все зашаталось...) Нужно, как в бравом детективе, самому участвовать в поисках, дабы не взяли... Норвегия. 19 - 20 вв. На экране-каледоскопе над «мостом» мелькают кадры. Титры. «Первый экспрессионист Эдвард Мунк. Художник и Муза. « Крик» и «Мадонна. Новое в исследованиях». Внизу. Мастерская с накопившимися полотнами, картонами, рамами. Одна картина висит над дверью так, что приходится сгибаться, чтоб пройти. Есть документальное фото его художественного хаоса. Художник в широкой блузе, зеленых брюках. Небрежно отбросил кисти. Эдвард Мунк. Милли, как ты хороша! (Она в длинном сине-лиловом, цвета дымки над фьордами платье с яркой орнаментной вышивкой, затянутом у ворота кожаным шнуром. - Милли, ты моя Милли до конца дней! Скажи мне, мы с тобой до конца дней, скажи! Я буду писать твои портреты. Твои изображения увидят все! Милли Таулов. Успокойся, Эдвард, не столь эмоционально... ( отстранилась) Эдвард Мунк. Мы повидаем с тобой весь мир! Отправимся в дальние страны и путешествия. А потом будут снова написаны новые картины, новые графические посвящения нашей любви. Я вижу их, вижу!
Поворот круга: Другая Муза художника. Тула Ларсен. Нет, нет и нет. Мы не будем больше вместе. Не собираюсь терпеть твои «художества».. Эдвард Мунк. Ах, вот ты как? Мне уже тогда ничего не нужно. Все!...Конец. ( Истерика. Разбрасывает картоны..) Выхватывает револьвер. Нацеливается себе в висок. Затем в рот... Наконец, стреляет в правую руку. (Кадры рентгена правой руки - это документальный факт.)
Доминик Ральф на мосту. Комментирует фотографии на экране. Правая рука мастера была повреждена. Это не помешало ему работать дальше и наблюдать за своей жизнью с красками, карандашом, литературными страницами. Просторная мастерская Мунка, стоящая особняком в саду у дома, увидела процесс создания полотен. Художник, задерживаясь до поздна, усиливает их свечение поднесенным близко канделябром. Иногда свечи проливают воск, закапывают холсты. Ставят на холстах особые пометы – магические разводы, конфигурации. С годами они утончались, открывая путь возникновению «черных» дыр. Рядом шла любовь, постоянно неудачная, усиливая чувства неудовлетворенности художника. Они вбрасывались на плоскость холстов, картонов, переделывались, переписывались, уничтожались. Художник за мольбертом. Нервно отбрасывает холст, картон, берет новый.
Доминик Ральф комментирует серию кадров на экране. - Художник, не отрываясь от мольберта, до изнеможения работал. Отбрасывал, исправлял, дописывал и снова бросал. Осталось много вариантов одной и той же темы. Концентрировал консистенцию красок, сгущал эмоции. Разминал коренья, рвал их на части, настаивал, запаривал, процеживал. Будто снадобья варил для своих «питомцев».. Он постоянно искал свое. Новое. Нестандартное. Соответствующее его мерилам гармонии. В нем была она, его Любовь. Его страсть и отчаяние. Но мнение о депрессии художника можно пересмотреть. Он был слишком эмоционален, наблюдал себя со стороны, хотел познать, отображая в творчестве, – да! Его сопровождали потери близких, тяжело переживаемые им. Отсюда идет экспрессия мастера. Но взгляд на личность художника призываю пересмотреть! Непременно! Шесть лет любви с прекрасной Милли Таулов, которую он боготворил, закончились ничем. С любовью возведенный мост между ними обрушился. В одночасье. Она ему изменила и ушла с другим. И в дальнейшем с Любимыми у художника были проблемы. Любовь с Тулой Ларсен закончилась самовредительством. Он ушел в себя. Появилось новое понятие - ушел во внутреннюю эмиграцию. Долго бродил возле фьердов. Наблюдал за собой в отражениях воды. Позже стал писать свои обнаженные портреты, ( на экране проекция автопортретов). Путешествовал и всегда возвращался домой, учился в Париже, творчески работал в Германии, привык оставлять заполненные страстью и поиском себя дневники, живопись, графику, фотографии, манифесты! В основе картины « Крик» лежит чувство, пережитое и записаное им: „Солнце ушло прямо вниз - небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». Свои картины художник никогда не защищал от порчи. Это вызывало удивление редких друзей, на что он заявлял: «Мои картины только выиграют, даже если снег и дождь на них попадет!» Очевидно, постоянные кражи картин также делают дополнительную рекламу, пробуждают интерес к творчеству великого мистификатора и ювелира безумия, как называют Эдварда Мунка. На экране картина « Часы». Стрелок нет. Рядом кровать. Пространство между – мастерская. Известность художник приобрел при жизни. Это - одна из последних известных картин мастера. Картина 2. Осло. Поворот сцены-моста, над ним на экране выше мелькают кадры Норвегии, легенды и саги в фресках на стенах старой ратуши, картины Мунка и снова « Крик» и « Мадонна». Папарацци с фотокамерами наперевес. Пресс-конференция. Ивер Стенвуд, комиссар полиции Осло. ( С коробочкой леденцов от курения. Периодически отправляет их в рот и потирает его от удовольствия. Комичен и симпатичен. Шум стихает.) В музее Мунка 22 августа 2004 года действовала вооруженная группа из трех человек, двое в масках, один ждал в машине. Срезали две картины со стен в будний день, при посетителях. Дерзко! Преступник держал служащих зала под прицелом. Одна из картин упала. С похищенными шедеврами преступники обращались не лучшим образом. Для того, чтобы извлечь из рам картины, просто стучали ими об пол... Преступников предупредили по трансляции, чтобы они обращались тщательно с дорогостоящими полотнами! « Крик» уже тогда оценивался в 75 миллионов долларов. Стало известно, что действовала криминальная группировка, известная в Европе как « Пассат», и связанная с криминалитетом других стран остблока. Некоторые личности взяты по подозрению в сговоре, здесь в Осло, также и в Санкт Петербурге. Звучит объявление:
« За указание местанахождения картин– награда в 413 тысяч долларов!»
Поворот круга. Титры: «Год 1884. Норвегия. Христиания.» Доминик Ральф в студии с молодежью, рассказывает о художнике с увлечением. Он влюблен в своего героя. Его рассказ – не сухое перечисление фактов. На экране появляются фотографии, картины. Доминик Ральф. (Комментарий искусствоведа, который уже в возрасте. Прошло двадцать лет.) Молодой художник Эдвард Мунк в поиске. Его душа, столь ранимая, что его признали уже знаменитым меланхоликом, увлечена. Живопись, акварели, графика, особые ракурсы в изображении окружающей действительности, в переработке его тонкого внутреннего мира, дают нечто новое, столь же эфимерное. Был ли он меланхоликом на самом деле? Только ли мрачные, мистические полотна оставил? О чем вещают его символы? Это предстоит еще узнать. Вглядитесь в это лицо. Оно славянского склада. Русые волосы. Длинноватый тонкий нос с чувственными ноздрями. Удлиненный овал лица, по-детски припухлые губы и выдающиеся, рвущиеся за пределы овала уши, чутко улавливающие тончайшие полутона. Утонченный и заметно очень эмоциональный, музыкальный и непредсказуемый. Ему - 21 год! Уже появились его первые картины маслом. « Девушка у печи», выполненная в тонах , заимствованных у земли-матушки принесла… неудержимую критику. Не положительную, нет. Разве можно понять сразу оригинальные замыслы автора. Смелый размах руки. Невыписанность деталей. Символизм и экспрессию, вырывающиеся из «тела» первых уже холстов и кричащих будто о своем появлении: « О, это я, внимайте мне! Мое явление! Поймите и примите!» Нет. Никак. Не так просто.
Вопрос из студии. - А почему его не понимали и не принимали при жизни?
Доминик Ральф. А кого сразу принимают? Резкая критика сопровождала художника по жизни. Все попытки создать свое, новое, непревзойденное с самого начала приносили неудачи. Впоследствии он даже начинает общаться виртуально со своим критиком. Мысленно спорит с ним, оппонирующим не столько с желанием принести усовершенствование, сколько преследующим его самые яркие, как он был убежден, и смелые новаторства. Его творческая натура находится в поиске. И как благодарность, возможно, спускается с небес восхительное чувство. Очевидно, невидимый дирижер указывает на его ждущую отдохновения душу. Он познает любовь. Бурную, взрывную. В этом возрасте она кажется ему чем то особенным, небывалым, как ни у кого. Она ведет его к поискам нестандартных изображений прекрасных дам, природы в особом ее видении, столь же удивительной и чувственной. По-южному жаркой, взрывной. Контуры норвежских фьордов, волнистые очертания, вязаные кружева природы, переходили впоследствии на его холсты неровными, рваными линиями. Завихрения в природных проявлениях транспорировались в подсознании и оттуда прямиком следовали на плоскости холстов или картонов в столь же немыслимых, сложных конфигурациях и моделях. Он пишет много эскизов. Но и в картинах усматривают эскизность изображения, игнорируют его манеру не прописывания деталей. Считают их незаконченными. А в природе есть что то законченное? Он останавливает под своей кистью такие мгновения, далекие от спокойствия, что никак невозможно это передать обычными спокойными мазками, заглаженной поверхностью. Лессировка, как гладкие лосины, претит ему. Он не приемлет стройность и непоколебимость линий. Он эксперементирует. То время, да уж все времена, предполагают необходимость этого. ( Рассказчик оживляется все больше и больше)... Художник наносит краски на холст в несколько слоев так, что они проникают друг в друга. Сливаются, играют, фантазируют, любят со всей силой красочных вибраций. А рождают потом соответствующие ощущения: Любовь, Озарение, Отчаяние, Ревность. Метафоричность и символизм, противопоставление сильных чувств, игра эмоций. Все это влечет за собой. Тревожит. Не дает успокоения. Тогда и возникла у него любовь к Милли Илен Таулов. Есть предположения, что она русского происхождения. Это еще предстоит выяснить. Быстро загоревшись, Милли обдала его жаром страсти.
На экране – экспозиция картин художника.
Доминик Ральф. Просторная, продуваемая в двух сторон мастерская Эдварда Мунка увидела процесс создания новых романтично-экспрессивных полотен. Его возбуждение передавалось красочными потоками энергии. Его мысль искала способ передачи тонких нюансов чувствования. Плоскости запестрели, забороздили, вспенили страсти. Для него в неописуемом восторге пролетели шесть лет. И в жизни спокойная прелюдия сменилась бурным адюльтером: они стали близки. Страстный любовный роман. Конец 1880-х. Вначале художник запечатлевает Милли в самых различных позах. Его чувство разговаривает с поверхности холста. Он эксперементирует красками, формами, знаками. Он предшествует экспрессионизму, вобрав в себя импрессию и наивность натурализма. Он не только влюблен в свои картины, а в нее, как модель. Она затмила собой остальной мир. Снова прекрасная Муза художника! Ему нравится в ней все. Даже особая дерзость и независимость. Она не позирует ему. Он пишет образ любимой. Он, однолюб, готов быть с ней до конца своих дней. Не уставая настаивать на этом и отдавать ей чувства. Экспрессия рвется из пределов, пытаясь покорить возлюбленную. Вначале роман развивается спокойно, затем взорвался бурными эмоциями, с тем, чтобы вскоре... Милли воспринимает все не так, не так... ах, снова несовпадение!... Она не столь эмоциональна, а прагматична и приземлена. Свою жизнь она не собирается строить в соответствии с желаниями художника. Во многом они не совпадают. Что же поделать?! Этот промозглый, весь серый день, с низким куполом неба и столь же низменными эмоциями, - ну, какие эмоции могут быть без любимой женщины,- стал для Эдварда переломным. Его внутренний мир перевернулся настолько , что в дальнейшем там поселялись столь страшные существа и непредсказуемые действа... Словно под перевернутый колпак...Там поочередно появлялись часто без особого приглашения госпожи Тоска и Разлука. Уродливый монстр Меланхолии нахлынул и давил непреходящей тоской. Он боролся с ним.
На авансцене появляются Художник и его Муза, Милли Илен Таулов.
Эдвард Мунк. Ну, скажи, что ты все еще любишь меня? Милли, Милли! Нет, не уходи от меня, не предавай нашу любовь!» - молит художник. Милли медленно уходит. На экране повторяется уход и растворяется в никуда Любовь художника. Далее художник за мольбертом. Круг сцены поворачивается. Доминик Ральф комментирует. - Художник творит. На холстах появляются страстные призывы. Красочные разряды и звучные шлепки-оплеухи красок, попадающих сплошмя на холст, возбуждают его воображение. Эдвард Мунк не отрываясь от мольберта, до изнеможения работает. Отбрасывает, исправляет, дописывает и снова бросает. Что его не удовлетворяло, понять сложно. Он постоянно искал свое. Новое. Нестандартное. Соответствующее именно его мерилам гармонии. Шесть лет любви с прекрасной Милли Таулов, которую он боготворил, закончились ничем. Она ему изменила и ушла с другим на его глазах, ничего не сказав. Открытую душевную рану не мог залечить всю жизнь. Его Муза, которую он потерял, столь безжалостно его предала и повернула все его представления. Его чувства, вначале облагороженные романтичными порывами, оказались растоптаны. Он страдал: "Что могу поделать, чем заполню такую вмиг образовавшуюся пустоту?» заполнял картоны рвущимися за пределы формами. Они никогда не были спокойны и безразличны. Потом он записывал состояние своей души. Мысли и мрачные чувства художника выплескивались на новые холсты и они уже становились иными. Столь сильное чувство, которое пришло и было так резко предано и прервано, стало причиной его сильнейшей душевной боли. Что он мог предпринять, что противопоставить? Заменить?! Кем?! Он однолюб. Даже все остальное - столь преходяще. Милли Илен Таулов – одна из немногих женщин, ставшая Музой тех лет, вошла не только в утонченное, болящее сердце художника. Но и стала частью его биографии, о которой узнали спустя века. После нее уже не приходило в его растревоженную душу столь прекрасное чувство. Весенней свежестью любви он не мог похвастаться. Он замкнулся. Начал отшельничать. Страдания и одиночество. Невозможность найти себе ту, которая смогла бы заменить столь сильную первую любовь. На смену пришла столь же сильная тоска. Иногда хотелось рыдать. Иногда кричать. Страх: все можно предать. Не на кого положиться, не с кем иметь дело. Все ненадежно и преходяще. С давних времен... Его дневники пестрят волнующими записями. (В меланхолии выходит художник на сцену. Оживает прошлое.) Эдвард Мунк пред картиной с кистями и палитрой. (В сердцах). Кого могу противопоставить? К чему стремиться?... На мольберте появляется лицо Вампира... Рыжие волосы, огромное дерево... Краска играет: красное, рыжее, зеленое, коричневое - спектр цвета матушки-земли.
Доминик Ральф: С огромным трудом художник обретает себя . Но уже иного. Он видит все глазами, переполненными страхом потерь и страданий. Те его видения и до сих пор витают над нами. А он сам, Мастер, беспокоясь, не находя себе места, появляется иногда у горизонта. Он ведь мастер мистического жанра, сам в него же погружен, обладает огромным желанием влиять, появляться невзначай. Будоражить. Эксперементировать. Вести и сейчас за собой. Как иногда бывает летом: ни с того ни с сего налетает огромная черная туча. Вобрав все самое светлое и жаркое у природы, сама от перенапряжения теряет свои краски и, почернев, начинает беситься в изнеможении, срывая все, что накопилось. Вырывает с корнем деревья. Стоит чему то оказаться чуть слабее, все сметается в одночасье. Несется следом и бьется крупными каплями ураганного дождя. А уж совсем разозлившись, прибегает к сильнейшим средствам – разметав с неба всё крупными стеклянно-оловянными бусами-градинами. С выходом Мастера мгновенно все окрашивается яркими цветами. Идет трансформация северного сияния, столь часто становившегося моделью его же бунтующей живописи, звучной акварели, будто заливается импровизированная сцена софитами. Суровая графика рвется за пределы в окружающее пространство. Его Видение идет следом:
Из динамиков повторяется информация: « За указанное местонахождения картин награда 413 тысяч долларов.»
Эдвард Мунк на авансцене: – Солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет – и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы». Доминик Ральф ( подхватывает и продолжает вести рассказ в студии перед слушателями): Фигура Мастера предлагает нам еще одну версию. Если прислушаться, можно услышать его рассказ. Мунк, жил в одной отдаленной норвежской деревеньке и неподалеку был женский сумашедший дом, а также скотобойня...Предсмертные вопли животных и крики безумных женщин вдохновили, ну если можно так сказать, его на написание картины. В такой ситуации из-за бессилия что-либо сделать, крик рвется из груди и хочется закрыть уши,(что фигура в «Крике» и делает), чтобы заглушить ужасные звуки страдания... Эти годы окрашиваются у Мунка красками рвущегося вверх извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Эти эмоции, этот ужас перед необузданными силами природы рассыпаны красками впечатлений по многим полотнам. В то время это извержение, как указывают сейчас специалисты, могло быть видимо из тех точек, где находился художник в Норвегии. Два года над Европой носились клубы красно-кровавой золы, которая попала фоном не только в страждущие, обнаженные эмоциями полотна. Он записывает в свой дневник, который можно и сегодня почитать в музее Мунка в Осло.
Голос из студии: - А вы бы рассказали лучше как вас преследовали по подозрению в сообщничестве к краже картин. Как вы вынуждены были также искать преступников... Доминик Ральф: я знаю сам о чем рассказывать. А о поимке преступников и предыдущих кражах драгоценных полотен в моей новой книге. Спасибо за напоминание. Но я продолжаю рассказ о творчестве гиганта экспрессионизма, одного из его первооткрывателей, Эдварда Мунка. « Облака как кровь и пламя зависли над голубо-черным фьердом и городом. Оттуда впечатления перетекают в его произведения. Он многое осмысливает, старается запечатлеть, запомнить, перенести если не на холст, то на картон, бумагу. Или записать, передать словами свои воспоминания. Известно, что на протяжении жизни художник не выбросил ни одну страницу из своих архивов. Среди них заключено много тайн. Он писал свои Манифесты. Он эксперементировал. Он страдал и даже шалил, превращаясь в шоу-мэна в современном понимании слова. Делал активные выпады против своих обидчиков.
Вопрос из студии: Почему именно « Крик» стал таким популярным у артнеппингов? Доминик Ральф. Да, его крали не раз. Картину « Крик» автор создал в четырех версиях. Многое написано в самом произведении. Существуют, представилось мне, особые знаки, кроме авторской подписи на многослойном теле картины, своеобразные татуировки, передающие мысли и побуждения художника. Их просто не может не быть. И вот в предчувствии этого, веду дальше свой поиск. Ищу то, что может подтвердить догадку: художник-экспериментатор, размножил и распространил свои эмоции, заложив одновременно в четыре части цикла картин « Край жизни» Cилу, с которой и пришлось впоследствии столкнуться. В чем она проявляется? Как характеризуется? Где ее нужно искать? Это то и нужно расшифровать. Что скрывается под верхним слоем краски? Наверняка, это определенный знак потомкам… Почему « Крик» выпал вновь на кон преступного акта? Чем все же картина этого художника так привлекает преступников? Для этого пройдемся по его биографическому сколу, как по фьорду. Посмотрим на него с высоты птичьего полета: то узкому, то витиеватому, полыхающему импульсами всего спектра северного сияния - по аспектам личности выдающегося экспрессиониста ХХ века Эдварда Мунка. Без этого прыжка в прошлое как понять личность художника. Глашатай искусства экспрессионизма Мунк осмысливает творчеством свой опыт, жизненные перепетии, любовные истории и разрушающие душу страдания. Его символы вошли в историю не только изобразительного искусства, но и психологии, медицины, арттерапии. Какая- то есть в ней загадка!
Среди нас в студии есть профессиональный искусствовед и более того - "мунковед" из Эрмитажа Санкт Петербурга, Элеонора Веселова. Она дополнит мой рассказ, правильно говорю, Элеонора Васильевна? Элеонора Веселова. Абсолютно верно. (На подиум вышла элегантная женщина средних лет изыскано и оригинально одета, как могут только люди искусства, в белую блузу с большим отложным воротником и удлинненный сарафан из тончайшего изумрудного шелка с высоким разрезом слева, облегающий прекрасную фигуру. Дивное украшение в виде подвески- спирали ручной работы с успокаивающим лунным камнем и большим перстнем столь же искусно выполненным в серебре. Она нисколько не удивилась, что ее представили. Они были знакомы. Элеонора Веселова, еще тогда молодой специалист, помогала Доминику Ральфу в поисках следов похитителей картины раньше. И они нашли ее тогда. Теперь она снова в Осло с группой дознания. Об этом в интересах следствия умалчивается. Но здесь ей приятна встреча с интересующимися биографией культового ныне художника.)
Элеонора Веселова. (На экране появляется видеоряд Норвегии. Картины. Фотографии.) Небольшой экскурс. Хотя, наверное, многие знают биографию своего любимца. Я занимаюсь мунковедением в отделе Скандинавии музея Эрмитаж в Санкт Петербурге. Хочу обратить ваше внимание: Эдвард Мунк родился в маленьком городке в декабре 1863 года в Лотене, провинции Хедмарк. Маленький городок дает надежный старт в будущее. В маленьком городке рост личности заметнее. Если при огнях большого города нужно преодолевать тягу к его мишурному, порой, блеску и нежелательным ситуациям, усугубляющим проблемы роста, в маленьком городке преодолеваешь свои личные трудности, комплексы, готовишься к будущей жизни, стараешься соответствовать ей по большому счету в большом столичном городе. Отец Эдварда служил военным врачом в королевской гвардии. Он был глубоко верующим человеком. Пытался в вере воспитывать детей. Итак, начало жизни будущего художника попало на маленький городок, потом он рос в столице Норвегии, которая тогда называлась Христиания. Уже раз переименованное по названию главного фьорда – Осло. Его то название более привлекало. Эта звучность, О-бразность, ассоциации не с королевским именем, а с их природными богатствами – фьордами, столь милыми его взгляду. Первые произведения художника обращаются своей сутью к формам пластики и композиции, как в иконе. Реплика из зала. Ближе к делу. Элеонора Веселова. Норвежец Мунк оказал влияние на художественные направления не только северных стран и Германии. С ним начинается и эпоха экспрессионизма, и некоторые ветви символизма. Его картины завораживают и отбрасывают к истокам человеческих страстей и наклонностей, озвучивают старинные легенды о монстрах и вампирах. Возрождают былые сказания, скандинавские саги и сказки. Его рвущаяся за пределы понимания натура, бунтует сама и не может смириться, сдержать будоражущие эмоции, вырывающиеся на полотна. Смотрите, даже репродукции этих картин не могут скрыть чувства, неуравновешенность, рвущуюся за пределы холстов. Столь сильное воздействие Мунка на искусство Европы было связано с тем, что годы художественного становления художник провел за пределами Норвегии. После обучения на родине Эдвард Мунк несколько лет прожил во Франции и Германии, где в это время находились центры европейской художественной жизни. Во Франции он испытал влияние художников группы Нави (от древнееврейского «navi» - «пророки»), а также постимпрессионистов, в особенности Гогена, Ван Гога и Тулуз-Лотрека. В 1890-е годы, уже будучи в Берлине, он создает ряд работ, которые позднее назвал «поэмой о жизни, любви и смерти». Одна из работ этой серии - «Крик» - стала своего рода манифестом, под таким же названием художник оставил свой Манифест, где много свидетельств зарождающегося экспрессионизма в Германии. В этом ряду может стоять и « Тревога», и «Вампиры», и « Поцелуй»...За новшества его не жаловали. Критика подвергала все особым нападкам, влияла на внутренний мир художника,усугубляла его состояние. Он замыкался. Страдал. Предавался меланхолии. Его личность раздваивалась. Ему хотелось запечатлевать состояние с высоты полета. Он представлял себя взмывающим в небо. Бьющим крыльями, делая резкие виражи над любимыми, скалистыми, неприступными фьордами. Возможно, в этом заключается его загадочность. В его произведениях открытый крик отчаяния или всплеск радостных эмоций, любовный восторг или предсмертная горячка... но во всех обостренная свобода духа. Говорят, к его картинам применим девиз: « Здесь начинается искусство, которое людям служит!» Его « Крик» можно сравнить даже с улыбкой загадочной Моны Лизы. Это манифест самого художника или его любимой модели, что скрывает Мастер под покровом своего полотна, какие загадки и магические фигуры можно считать с его творческого зеркала?.. На экране мелькают кадры картин. Норвежский художник работает во Франции и Германии. Значит его искусство принадлежит этим странам тоже.
Вопрос из студии. Как связано искусство Мунка с Норвегией того времени? Элеонора Веселова. В 1908 году Мунк перенес нервный удар и вернулся в Норвегию, где и оставался до конца жизни. Палитра художника стала светлее, мотивы спокойнее, но экспрессионистская проблематика не покидает его искусство. Столь значимые картины этого времени, как « Желтое бревно» или « В лес», «Звездная ночь» или « Автопортрет между часами и постелью» и особенно « Смерть в комнате больной» - чувственный барометр состояния души и тела художника. Исповедь художественными средствами на красочном поле его жизни. Думал ли художник, что вольно или невольно заложит в свое магическое изопространство столь неожиданный кроссворд – потенциальные кражи в водовороте жизни? –пока неизвестно.
Фигура неприкаянного художника, нужно только присмотреться, иногда в пространство, до сих пор блуждает в мире, завораживая и привлекая внимание к своей персоне. Его картины, переживая разные катаклизмы, подверждают уникальность их создания. Фигура художника на мосту. Летят раструбы плаща, лохматятся волосы. Появляется на экране картина « Крик». Художник показывает недоуменные жесты, почему она пропала. Снимает плащ. Стелет его на мост. Садится и болтает ногами в воздухе над быстро движущейся водой. Элеонора Веселова ( продолжает). Вот смотрите, он сам идет по мосту. Художник-символист и для его познания требуется своеобразная символистская шкала ценностей. Например, как его виртуальная Фигура. Придя из того прошлого параллельного мира обращает наше внимание на свою одиозную, страдающую личность. Где-то сталкиваясь с пересечением магнитных, тяжелых точек получает еще один удар по своему подсознанию. Он все еще движется. Он все еще чувствует. Эмоции рвутся наружу, преодолевая со скоростью света все преграды. Для них их просто нет. Формировать эмоциональную палитру будущего? Влиять на подсознание, увлажнять и облагораживать почву, любовно растить и вовремя поливать, обрывать шипы, вростающие в тело и засохшие, сгнившие ветви. Об этом вещает художник. И все это своей творческой тонкой Сущностью. Познав любовь и ее потерю, острую ревность и неудовлетворенность, не мог справиться с разочарованием жизни. Он решил запечатлеть свои чувства в их разрушительном развитии на полотнах, картонах, бумаге.
Из динамиков повторяется информация: « За указанное местонахождения картин награда 413 тысяч долларов.»
Картина 3. Норвегия. Карнавал. Анастасия Рыжова, следователь Санкт Петербургского следственного комитета, моложавая и стремительная, в серой элегантной паре, сумкой-папкой, (с рукописью кандидатской диссертации, косметикой, карманным детективом и орешками), через плечо, «Береттой» за поясом, в интересах дознания связей международного криминалитета приехала сюда, в столицу Норвегии Осло. И сразу попала на многоликий, многоголосый карнавал. Ивер Стенвуд. Если кто то у нас побывал во время карнавала, хотя он не столь популярен как в Рио де Жанейро или в Кёльне, уже не забудут его. Смотрите! И для нас какое поле деятельности. Кого здесь только нет!..( Сотни тысяч ряженых в костюмах, в масках и фигурах на голове: драконов и гигантских ящеров, скандинавских богов и метафорических героев древних саг, модерновых произведений живописи и литературы, с криками и петардами, оркестрами и трещотками, какафонией столь странной в тихой обычно северной столице, неся разноцветные шары и надувных экзотических зверей и птиц, будто сошли на это время с ума.) - Это нужно глубоко чувствовать, -( продолжает комиссар Ивер на прекрасном английском языке комментировать происходящее) - У нас это восходит к викингам. Суровость и отстраненность от жизнерадостных красок и бушующих энергией жизненных фигур сменялись во временах с ритуальными шествиями. Слитность с природой. И как у нее - то умирает, то расцветает. Смотрите, живые движущиеся Картины в масках и лицах, похожих на маски, а в них - многие лики картин и нашего Эдварда Мунка. Они как никакие другие столь символичны. Во всем мире такой круговорот, колоброд, не везде в одно и то же время, но с тем, чтобы потом замереть в скорбном Великом Посту. (Комиссар выбрал из плоской металлической коробочки прозрачный зеленый лединец) - Угощайтсь, леденцы лучше для меня, чем трубка Мегрэ.
Настасия Рыжова. Да, да, благодарю. Случилось так, я знаю тоже, – что одно из подражаний пейзажам Мунка увидел на выставке в Москве известный прозаик-фантаст Александр Грин. Он запомнил название пейзажа – "Дорога в никуда” и дал это название одному из своих романов. Так мунковский образ появился в нашей художественной литературе. Ивер. Наше следствие похоже тоже на «дорогу в никуда», пока еще... Почувствуем немного вкус севера. ( Воскликнул) Смотрите, смотрите, появилась Фигура Мастера, закутанная в воздушное покрывало. Что-то от « Быть или не быть?» Не кажется ли?! Принц датский или художник норвежский, что территориально тогда было одним королевством датским. Тогда их будоражили такие же наболевшие, как сейчас, проблемы независимости. Принц датский – бунтарь-одиночка призывает к независимости своей страны. Художник Мунк во времена немецкой оккупации Норвегии отказался сотрудничать с нацистами. Ушел в себя. И вскоре умер на родине. Наше дознание может здесь, на карнавале, поискать интересные для себя факты. Есть такой опыт, когда преступники участвуют в массовых зрелищах, бросают вызов, смеются – до поры до времени!.. Доминик Ральф комментирует. Прошли Хомо сапиенсы в образах Мунка : Ревность, Смерть, Любовь, Страдание. Музыканты группы « Сатирикон» - популярной в Норвегии группы тяжелого рока. Рок музыканты в масках- символах нефтяной обители.. Сатир, лидер группы Сатирикона, словно экспансивный лидер знаменитого, одноименного(!) театра Райкина в Санкт Петербурге, в выступлении выдает свои дерзкие, новые идеи: Сатир, лидер Сатирикона. Люди слишком быстро движутся вперед, не думая, куда они идут. Этот прогресс оборачивается против нации. Я за музыку. Я за нацию! В этом истинная свобода! Не стоит тупо идти за всеми строем! В этом мое видение музыки нашего «Черного, сырого металла». (Он призывно закричал « Вау!!») - Пусть впереди идет музыка, хоть и с черной розой в руке , а если нужно и кинжалом. Пусть перевернем все вверх дном, если уже все устоялось не так. Мы не поем о насилии, но война есть война. Наши предки тоже воевали. Не стоит забывать откуда мы. Викинги! Сила суровой жизни. Нам еще предстоит показать себя и разобраться: кто есть кто, кому что принадлежит...
Вопрос из толпы. Как вы относитесь к политике сегоднешнего дня. Сатир, лидер Сатирикона. Нет, политикой я не занимаюсь. Кроме музыки для меня ничто не существует. - Что вы думаете о похищениях картин Мунка? - Картины нашего знаменитого соотечественника Мунка похищались и будут похищаться до тех пор, пока не осознают: в его личности скрывается истинная сила. Идите и берите у природы то, что вам нужно. Но не губите! Мы - за это! И будем отстаивать это где бы то ни было! Оставляйте нашей природе её же основу для дальнейшего расцвета. Не рубите все до основания. Мы за чистую природу и дальнейшее процветание. Изменения климата несут с собой естественные испытания. Мы должны уметь себя защитить. ( И он продолжал в противовес снующим, мелькающим маскам, «скелетам», движущимся «костям», растворяющим в пространстве идеи отстраненности от настоящего мира, излагать мысли о новом обществе, защите его, очищении.. Грянула легендарная « Mother Norch". Лавина чистого сильного звука. Будто за северным полярным кругом рванула палитра красок и бескрайнее северное сияние залило небо.)
Из толпы. А не призывы ли это к насилию? К фашизму? Известно, Эдвард Мунк был противником нацизма и отказался сотрудничать с ними во время войны в ущерб себе... (Полицейские выбирают подозрительных, стараясь незаметно вывести из красочной толпы) (Затемнение и прожектор выхватывает другую пару) Доминик Ральф. Герои картины « Поцелуй». Две фигуры – мужская и женская. Они без лиц. Они обращены в никуда, будто растворены во мраке. Любовь для художника тяжелое испытание. Мрак и тяжесть на сердце. Женщины в его жизни только трагедии, которые они ему несли. Боль и страдания от бессилия что-то сделать. Противопоставить. Он - художник. Его жизнь не проста. Но он несет свой крест. Мысли о женщинах приносили ему отчаяние. Фигуры, замерев в поцелуе, символизируют связь между прошлым и будущим. А рядом фигура Ревности. Она поселилась в его душе и гложет с давних времен – разрыва с любимой Милли Таулов. Мунк – известный символист. В этом его предназначение. Ему не нужны дотошные пейзажи. Новую реальность он сам создаст своим творчеством. Ему нужны эмоции и мысли. Он черпает это из глубины своей растерзанной души.
Говорящие фигуры обращаются к следующим поколениям: - Любите! Несите друг другу радость и наслаждение. Живите друг для друга! (Фигуры в экспрессивных, разноцветных, летящих одеяниях вещают под тихую музыку): - Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище. Доминик Ральф. - Заявила маска с углами, опущенными вниз. - Но пара влюбленных движет миром, Доминик Ральф: возразила Маска, с углами поднятыми вверх, - дает новое поколение. То есть дает бессмертие.
Уже тогда Мунк внес в свои картины множество сексуальных символов. Его творчество назвали психическим натурализмом: «Эдвард Мунк первый, кто затронул наиделикатнейшие душевные процессы, таким образом, как они проявляются в жизни - спонтанно и независимо от замысла, в чистом сознании индивидуума», - писали о нем тогда. И это написанное пытались сейчас донести до публики в действии. Мунк принимал символизм за творческий процесс. Основа его – самоанализ. В этом значение преобразования окружающего и вещания символами. Ему неинтересно писать окружающую природу какая она есть: размноженные венецианско-тосканские сюжеты в угоду покупателям не для него. Он выражает свои мысли и хочет с ними проникнуть в будущие поколения. Так он скрывает их под маской якобы безликих персонажей, но они запоминаемые и одухотворенные, более, чем с прописанными лицами и всеми деталями. Похоже, художнику это удалось. Не в этом ли секрет успеха Эдварда Мунка в разных, самых противоречивых кругах общества?!
Поворот круга. Прессконференция. Репортер. Вопрос: - Вы взяли по подозрению десятки человек. Как это соотносится с презумпцией невиновности в демократическом мире? Почему шедевры не охраняются? Суммы страховок – не соответствуют никаким нормам! Шум. Перепалка, эскалация страстей. Поворот круга.
Эпилог. Доминик Ральф. (В одной из последующих экскурсий по музею Эдварда Мунка, исследователь его творчества, доктор искусствоведения): - Когда пришла весть, что в одной из гостиниц Осло найдены две картины, принадлежащие кисти художника, я мог вздохнуть спокойно. «Крик» и « Мадонна»! В тот же час их отправили на идентификацию. Многие тайны мастера оказались магнитом преступникам. Некоторые из них удалось расшифровать с помощью мощнейшей аппаратуры, наконец, приобретенной музеем. Страховая стоимость заметно возросла. Мое личное дознание не прошло стороной. Успел еще диссертацию защитить. Датировка « Крика» сдвинулась на семнадцать лет. Сейчас мы озабочены: снова надвинулась угроза новой кражи. Получено уведомление. На сей раз « История». Такая история! Криминалитет проявляет явный интерес к произведениям нашего загадочного и неповторимого Мастера. «Крик» выставлен на аукцион «Сотбис». 120 миллионов долларов. Все на продажу?! Огромная модерновая выставка о новом взгляде на произведения экспрессиониста Эдварда Мунка стартует по Европе и едет дальше: Париж – Франкфурт на Майне – Лондон. Преступники, похитившие картины " Крик" и "Мадонна", а также совершившие нападение на престарелую женщину на мосту, оказавшись из одной криминальной группировки, обезврежены и несут наказание.
|
Категория: «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей»
| Добавил: elena_ananyeva (31.07.2013) | Автор: Елена Ананьева
|
Просмотров: 239 | Комментарии: 1
|
|
номинации | «При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» [53] поэтическая номинация издательства «Воймега» | «Я принял жизнь и этот дом как дар…» [195] поэтическая номинация журнала «Интерпоэзия» | «Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…» [60] проза: номинация журнала «Октябрь» | «Когда любовь растопит шар земной?..» [108] проза: номинация журнала «Дружба народов» | «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей» [60] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» | «Пьеса на свободную тему» [155] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» |
|
|