ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ




ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ




АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
 международный культурный проект 

Авторские страницы



Лента авторских страниц » страница автора » Смотрим на «Фанаток», думаем о любви
09:27
Смотрим на «Фанаток», думаем о любви

Рефлексы зрителя

Я опасаюсь театра. Его благородные начала производили на меня недетское впечатление ещё в эпоху школьных утренников. Я влюблялся в каждую актрису, ведущую себя на сцене более или менее естественно. Если в мероприятии участвовало две актрисы, я влюблялся сразу в двух. То, что человек может изобразить собой некое действо, стать инструментом созданной им же (или спровоцированной!) атмосферы ворожбы и шаманства, делало из меня благодарную психоделическую жертву. Что же говорить о великих перформансах? «Синяя птица» московского и музыкального открыла юному семилетнему зрителю череду ночных кошмаров. Путешествие в страну мёртвых стало для меня такой же ежедневной забавой, как футбол или «казаки – разбойники» во дворе. Театр на Таганке в подростковом возрасте всё испортил. После любимого Гамлета я ощутил себя диссидентом, и реальность стала моим Альтер-эго.

Сегодня я продолжаю переживать театр не легче. Несмотря на принимаемые мной промежуточные меры… как то: поход на модного актёра, общество фанаток пенсионного возраста (за неимением денег на билеты), многократный просмотр одного и того же спектакля, ― всё равно, сценическая сопричастность пробуждает во мне лихие дискурсы. Спасает от подлинных впечатлений только сам театр. Он с каждым разом становится всё профессиональнее и профессиональней, всё более сценическим, всё более шоу и клоунада. Не надо даже пульта от телевизора. Выходишь на воздух ― и уже свободен. Выключился. А памятный мне театр ― это вам не телевидение; как и книга ― это не интернет. И каждый новый поход к храмовникам порождает во мне сегодня чувство неуверенности в собственных силах восприятия. Я боюсь перестать беспокоиться. Вот в чём проблема.

Беспокоить ― не значит, находить болевые точки, шокировать, выкручивать нервы. Ни одна проблема, как говорил Эйнштейн, не может быть решена на том уровне, на котором она возникла. Сценическое действо выявляет во мне общий недостаток понимания собственных чувств. Я многого не умею, что дано актёру изобразить со мной в течение нескольких часов, пока я поблизости. В реальной жизни я не влюблён и не красноречив так, как в театре. Внутри себя ― мы лоскутки разорванных пьес, миллионы не сыгранных ролей. Спектакль «Фанатки» режиссёра и педагога Валерии Приходченко ― пьеса мимолётных переживаний, вернула меня к подлиннику. Я как бы открыл заново смысл прихода в театр, как зрителя. Сценически ― у Приходченко получилось исключительно естественная среда обитания. Отсутствие декораций и присутствие лишь символического ринга ― переменные границы которого так гармонично подчёркивали внутреннее пространство героев ― как хорошо настроенный фокус. Молодые актёры нигде не фальшивят. Режиссёр не оставил им для этого ни единого шанса. По-моему, в этом и есть мастерство: так зарядить атмосферу спектакля, что невозможно выпасть из действа ни единой фразой. Я не знаю, как учат на актёра, но я точно знаю, как учат на зрителя. «Фанатки» Валерии Приходченко ― явленное в деталях, напоминает мне о существующих юношеских мелочах ― в том числе, и во мне самом. Не сюжетом пьесы. Не рассказанной историей… Формальная причина пьесы устарела так же быстро, как 90-е прошлого века. В спектакле разыгрывается как бы сюжет влюблённых в модного певца девочек. Их маленькие трагедии на грани жизни и смерти в лучшем случае наивны в отношениях с реалиями сегодняшнего дня. Но они чудесным образом становятся превью той внутренней картины смыслов, которую только кликни и начинает разворачиваться сопереживание. Так просто и так хорошо. И много иных прекрасных слов хотелось бы сказать об этом спектакле. Но, увы, я не специалист. Я только зритель. Я могу быть внутри театра.

Чуть позже… на улице и не в этот день… совершенно случайно, как только и могут складываться обстоятельства нашей реальной жизни, я подслушал (не Лермонтов) диалог Ростислава Цымбалова, исполняющего главную роль в спектакле «Фанатки» (роль модного певца Космонавта), который разговаривал со своим знакомым:
― Чем сейчас занят? ― спросил тот.
― Сейчас занят собой, ― ответил Космонавт.
Для меня спектакль продолжается. Значит, что-то во мне отыгрывает в нужную сторону. Значит, случилось…. И я ещё не раз вернусь на этот спектакль.



Гаранина (актриса Галина Попко)




Верка (Екатерина Жоглева), Космонавт (Ростислав Цымбалов), Гаранина (актриса Галина Попко)




Света Булкина (Ирина Шейкина), Космонавт (Ростислав Цымбалов)




Космонавт (Ростислав Цымбалов)




директор Космонавта Изюмская (Ирина Подгорная)




Космонавт (Ростислав Цымбалов), директор Космонавта Изюмская (Ирина Подгорная)




Света Булкина (Ирина Шейкина), Верка (Екатерина Жоглева)




Мать Светы (Тамара Сазонова)

P.S. Премьера состоялась 25 октября 2013 года в «Театральном особняке».

Сергей Каревский
Фото автора


Добавил: Сергей Каревский
Всего комментариев: 1
1 bless   (07.11.2013 10:44)
Я думаю, что получить такого рефлексирующего зрителя - редкая удача и радость для режиссера да и для актеров.
Я думаю, что спектакль, который мы наблюдаем уже случайно, "не в этот день", но произрастающий корнями из реальности - это лучшее божественное представление, и театр в обычном смысле призван лишь будить в нас внимание к "театру" первому и подлинному.

А подобные отзывы ценнее, чем все мнения критиков вместе взятые. wink

произведения участников
конкурса 2013 года
все произведения
во всех номинациях 2013 года

Сегодня
день рождения
вот, как только, так сразу отметим!