ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ




ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ




АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
 международный научно-творческий симпозиум 

Библиотека




» Библиотека » Международная Волошинская премия
Олег Дозморов. Смотреть на бегемота (М.: Воймега, 2012)


Первые три книги Олега Дозморова вышли давно и одна за другой: «Пробел» в 1999-м году, «Стихи» в 2001-м, «Восьмистишия» в  2004-м. Далее случился период полумолчания: за 2004-2008 гг у Дозморова, кажется, была лишь одна большая публикация — в Знамени. Зато именно в этой подборке появились стихи, определившие новую ноту в творчестве поэта.

Дело, разумеется, не в тематике. Поэзия есть явление в первую очередь фонетическое — об этом Олег Дозморов и сам говорил не раз. Однако именно после этой вот публикации очевидной стала обязательность его новой книги. Правда, ждать пришлось ещё четыре года: срок не слишком малый и не особенно большой.

Безымянный творец Книги Иова, отсылка к которой и стала названием сборника, не перевернул мира, но этот мир после него стал немножко другим. Стал миром, где уже написана Книга Иова. По счастью, страшных удач, подобных этому произведению, совсем немного, однако, любая книга, любая строка, делают мир чуть иным. В этом смысле поэт ничем не отличается, скажем, от строителя дома или от солдата: те ведь тоже вносят свой торопливый вклад пусть не всегда в улучшение, но уж точно — в изменение Вселенной. И тогда опять возникает смысл творить. Ибо если б некое действие не изменяло мир, то действие это обессмысливалось бы до степени полного ничтожества.

Фрукты раскраска на сайте www.childdevelop.ru. Тестостерон Пропионат купить Тестостерон по. Сауны фото

У Дозморова ощущение нераздельности мира явленного и мира, созданного воображением кажется совершенно естественным: «Мир сочиняет грязную весну», например. Или вот лирический герой движется по Моховой улице: «отыскивая в небесах существительное «свобода». По аналогии с гиперссылкой, я б назвал это «гиперотсылкой»: одной строкою представлен вежливый кивок двухсотлетнему корпусу текстов, где бегущие облака остаются непременными символами желанной воли — от действительно хороших стихов позапрошлого века до нынешних маршруточных песен.

Примеры такого рода можно приводить многократно и с удовольствием, но смысла в этом минимум — новаторство кажется вполне очевидным. Именно новаторство, а не эксперимент. В случае полного разрыва с традицией проще: я так вижу, я понимаю, чего вы не понимаете, низкие, и так далее. Здесь же путь ведёт в прежнюю гору и базовые лагеря, основанные предшественниками, дальнейшего восхождения не облегчают. А тот факт, что филологической поэзией с некоторых пор у нас именуют что-то совершенно иное, порой не имеющее отношения ни к поэзии, ни к филологии, не вина автора книги «Смотреть на бегемота».

И отсутствие тоски по мировой культуре (несмотря на очевидную любовь к Мандельштаму) вполне заметно. Вот она, культура, вокруг и повсюду. Пожалуйста. Только чего она может изменить в повседневном бытовании одного человека, обитающего на прежней земле? Оттого, возможно, и принятие жизни почти во всех её формах выглядит для автора книги вполне естественным. Скажем, офисная рутина, которую столь любят проклинать нынешние поэты, кажется намного меньшим злом, нежели, к примеру, физическое увечье. Финал одного из лучших текстов второй части сборника: «Стихи, написанные в Уэльсе»:

А я? Что я знаю? Что катер идёт,
что море пылает, сетчатку сжигая,
что дико и страшно открыв детский рот,
с улыбкой встаёт со скамейки слепая,
что эти стихи никогда не прочтёт.

Переезд автора в Англию был, в сущности, третьей эмиграцией: из Свердловска — в Екатеринбург, из Екатеринбурга — в Москву, и вот теперь — в Лондон. Деятели современного искусства обожают составлять разного рода рейтинги «актуальности» и «включённости в контекст». При любом методе сопоставления, культурная значимость городов, где оказывался автор книги, растёт. А, стало быть, нарастает поле напряжения между местом физического обитания и минувшим навсегда Свердловском финала XX века. И это поле — безусловный источник силы поэта Олега Дозморова. Хотя далеко не единственный, конечно.

С уважением,
Андрей Пермяков, литератор.









Размещено: 24.07.2013, 14:12

Категория: Все номинанты Международной Волошинской премии 2013 года | Добавил: Sergey_Karevskiy
Просмотров: 185 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2   (03.09.2013 18:57)
Мне кажется, что книга Олега Дозморова "Смотреть на бегемота" - одна из лучших, вышедших за последние несколько десятилетий. Без колебаний отдаю свой голос Олегу Дозморову.

1   (28.08.2013 22:55)
Олег Дозморов

произведения участников
конкурса 2013 года
все произведения
во всех номинациях 2013 года
Максимилиан Волошин
                      * * *
Дрожало море вечной дрожью
Из тьмы пришедший синий вал
Победной пеной потрясал,
Ложась к гранитному подножью,
Звенели звезды, пели сны...
Мой дух прозрел
                      под шум волны!
Сегодня
день рождения
Поздравляем Нину Дунаеву, администратора сайта