ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ




ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ




АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
 международный научно-творческий симпозиум 

Библиотека




» Библиотека » Международная Волошинская премия
Сергей Ивкин. Йод (Екатеринбург – Нью-Йорк: Издательство «Евдокия», 2012)


На поверхностный взгляд, новый сборник Сергея Ивкина, особенно первая половина книги, может показаться путеводителем по скрытому Екатеринбургу. Точнее — по Свердловску, взявшему себе имя города-предшественника. Действительно: издание содержит немало почти географически точных описаний жутковатых зданий и мест, доставшихся в наследство нынешней столице Урала от города-предшественника. И уже в этом качестве «Йод» представлял бы собою немалый интерес для заинтересованного читателя. Многого стоит хотя бы жутковатое описание разрушенной больницы Скорой помощи в Зелёной роще, где автор предстаёт то ли сталкером, то ли защитником города от весьма неприятных сущностей.

Видеть нынешний Екатеринбург именно таким — результат личного выбора. Того города, где, например, лирический (скорее — иронический, впрочем) герой поэта Дениса Сюкосева проходит вдоль фешенебельных магазинов и ресторанов с бизнес-ланчем от 350 р в стихах Ивкина нет. Верхний слой, слой небоскрёбов аккуратно срезан. Всё это пока наносное, не сросшееся с землёю, а, стало быть, не заслуживает даже сатирического упоминания.

Именно оттуда, из минувшего уже навсегда Свердловска, оглядывает автор книги «Йод» ближние и дальние окрестности: электричка до Перми и собственно Пермь, Березники, Кыштым, эмираты Снежинск и Аркаим, Касли, Москва, Санкт-Петербург, Мытищи — все эти локации видны сквозь кристалл, выращенный в закрытом уральском городе конца прошлого века. Подобную стратегию построения книги стихов два десятилетия назад успешно опробовал автор, для Ивкина, кажется, чрезвычайно важный — Виталий Кальпиди.

В своё время именно этому автору удалось создать системообразующий для уральской литературы миф, и миф этот поныне впитывают и населяют новые поколения уральских авторов. В общем-то, и Сергей Ивкин мог бы чувствовать себя комфортно внутри этой реальности.

Однако чрезвычайная эстетическая восприимчивость автора не даёт ему возможности спасительного самообмана. Миф, сколь удачен он бы ни был, всегда ограничен во времени. Нет, жить и создавать некое культурное пространство миф этот вполне может, однако, создание его близится к финалу. Недаром в этом году выходит (естественно, под редакцией В.О. Кальпиди) «Энциклопедия Уральской поэтической школы 1981-2013». Ощущение конца не пути, но важного этапа присутствует во многих текстах сборника «Йод». Имена дадены уже всем деревьям. А на-именование часто равно со-творению.

Евгений Степанов написал несколько лет назад о стихах Сергея:  «… поэта, и нас, его читателей, ждет выход за рамки обозначенных в этих заметках традиций. Ивкин об этом сказал предельно точно:

Стекающая сверху нагота.
Резиновое зеркало испуга.
Тот самый выход за пределы круга.
Тот самый выдох за пределы рта».

И, на мой взгляд, такой выход за пределы в сборнике «Йод» удался вполне. Будет ли книга творением нового мифа, окажется ли этапом на совсем ином пути – покажет будущее. Пока же хотелось бы предложить её на рассмотрение весьма компетентного жюри.

С уважением,
Андрей Пермяков, литератор.








Размещено: 26.07.2013, 02:35

Категория: Все номинанты Международной Волошинской премии 2013 года | Добавил: Sergey_Karevskiy
Просмотров: 84 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
произведения участников
конкурса 2013 года
все произведения
во всех номинациях 2013 года
Максимилиан Волошин
                      * * *
Дрожало море вечной дрожью
Из тьмы пришедший синий вал
Победной пеной потрясал,
Ложась к гранитному подножью,
Звенели звезды, пели сны...
Мой дух прозрел
                      под шум волны!
Сегодня
день рождения
вот, как только, так сразу отметим!