Санкт-Петербургское Издательство «Первый класс» выдвигает на
соискание Международной Волошинской премии в номинации «Лучшая поэтическая
книга 2013 года» выпущенную в 2012 году книгу автора Богатырёвой Татьяны «Память
воды».
Поэзия Татьяны Богатырёвой – это предельное «Инь» - текучее и нарастающее, как волна («Ладно, ладно, не об этом я, о том / что – прислушайся – ты слышишь? – Эта синь / стервенеет, апогеем будет Инь…»). Стихи «Памяти воды» - проявления не взгляда или мысли автора, а его чутья: что-то полуслепое, интуитивное, но при этом лишённое постмодернистской расхлябанности. Чутьё может быть не менее острым, чем зрение, при этом, являясь двигателем, оно способно разворачивать стих в весьма неожиданные стороны.
Пиши, пиши мне дневники, не письма – целые куски из жизни. Не подать руки С другого берега реки.
Пиши про лодки и буйки и как скучают рыбаки, когда не тают ледники, и как мигают огоньки заправок – наши маяки; так слава, слава маякам, тревожным снам, бездомным псам, и дому, и его гостям, и им, и вам, но – нет – не нам. Метод, к которому прибегает Богатырёва, эксплуатировался многими авторами, особенно из андеграундной среды; популярен он и сейчас, особенно среди юных поэтесс, в силу его кажущейся простоты. Заключается он в том, что автор преднамеренно ослабляет смысловые поводья, позволяя речи «речь саму себя». Стремление к песенности, фольклорности сводит к минимуму интеллектуальное начало в стихотворении, а вот компенсируется ли это наличием эмоционально ощущаемого смысла, зависит от чувства языка, а также чувства вкуса и меры автора.
О Богатырёвой можно сказать, что она управляет динамикой текста весьма ловко. Приведённое выше стихотворение не перегружено образами, автор вполне владеет ситуацией, не допуская наличия лишних семантических полей. Маяки на берегу реки и огоньки заправки создают перекличку, заставляя реку стать большим, чем просто река.
Это слегка Цветаевское следование не за смыслом, а за ритмом и интонацией, иногда выглядит неоправданным, но чаще всё же помогает смыслу подспудно (и более сильно) проявить себя.
Почему здесь что ни снег – жижа? Почему у солнца свет – рыжий? <…> Почему твой голос всё тише, даже если подойти ближе? Или Пусть река сама меня несёт – на насесте скалит зубы чёрт, на невесте платьице вразлёт, Закружило, в жилах кровь течёт <…>
Череда взаимозаменяемых образов здесь не режет слуха, поскольку интонация, как река, связывает их в единый поток, не давая превратиться в словесную свалку.
Кинематографическая насыщенность жизненными эпизодами и их деталями делает многие стихи ощутимее:
Я покупаю мясо, готовлю фарш (папа бросил поститься, просил котлет) или Скоро найдёт работу, прибавит вес, и не возьмёт его дикий зверь –тоска. И ничего, что он будет там, ты – здесь, Выйдешь на кухню, выпьешь там молока.
К счастью, автор, не в пример многим, не пытается делать ставку на узнаваемость деталей повседневной жизни и не злоупотребляет ими.
Эмоциональность и сбивчивость речи делают многие стихи похожими на горячечные монологи, но в них не ощущается наигранности, а где нет фальши, там начинаешь искать смысл. И – находишь, даже в самых сумбурных стихах книги («Матрица», «И я повторяю: прости меня, ну же, прости меня…»).
Именно ощутимость и естественность большинства стихов и являются главными достоинствами книги. А в тех случаях, когда череда образов не слишком пестра, эти достоинства возводятся в квадрат. Как, например, в стихотворении «Третий мир», которое, пожалуй, можно назвать одним из ключевых в книге «Память воды»:
Люди как страны, странно: Я – это окаянная, рваная вся, с изъянами, суши часть третьемирная, слушай, я – Гана, Бирма я, Доминикана, Кения, я вне имён, вне времени, слишком большое, древнее я – горловое пение.
Елена Иванова, поэт, критик, редактор альманаха «Молодой Петербург» при Союзе Писателей Росии
|