ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГАВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
|
|
ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ международный научно-творческий симпозиум |
Произведения участников Волошинского конкурса
» Волошинский конкурс 2013
номинация: «Пьеса на свободную тему»
|
Положение о Волошинском конкурсе 2013 года |
|
Уважаемые гости нашего сайта! Мы приветствуем Вас и желаем… (чтобы такого пожелать, кроме приятного чтения?)… не впадать в крайности от современного искусства, верить, что у искусства есть благородная и не всегда нам доступная в понимании цель. Или вы захотите, может быть, зарегистрироваться? Для чего?... Ну, чтобы не только получать удовольствие от чтения, но и выражать свои эмоции по поводу прочитанного. То есть, оставлять комментарии. Также Вы сможете подписаться на сообщения от администратора и получать информацию обо всех новостях и изменениях сайта «Волошинский сентябрь».
ЭКЗАМЕН
ЭКЗАМЕН
Пьеса в одном действии
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
КУЛИКОВА АЛЬМЕТОВА - родители юных танцовщиц и танцовщиков ДЕРЮГИН НИНА ПАВЛОВНА - репетитор МАРГАРИТА ЛЬВОВНА – член приемной комиссии балетного училища
Сцена 1 Коридор балетного училища. Из него ведет дверь в зал, где проходит приемный экзамен. На обитых кожей креслах сидят Дерюгин и Куликова. Куликова - полная женщина в кофте, она вяжет на спицах. Дерюгин в кожаной куртке, с портфелем, нервно поглядывает на часы. ДЕРЮГИН: Когда эта бодяга кончится? Куликова пожимает плечами. КУЛИКОВА: Думаю, нескоро. ДЕРЮГИН: Нескоро – это когда? КУЛИКОВА: Может, через два часа. Может, через три. Творческое дело, сами понимаете… ДЕРЮГИН: Ни фига себе… Я ж на час с работы вырвался! Вскакивает, приближается к двери. Берется за ручку, потом отпускает ее. ДЕРЮГИН: А ускорить нельзя? КУЛИКОВА: (бросает вязать) Тише, я вас умоляю! Там же экзамен! ДЕРЮГИН: (машет рукой) Да знаю, черт бы его… Отходит от двери ДЕРЮГИН: Хочу договориться, чтоб моего пораньше пропустили. Дел-то: прыг-скок, два притопа, три прихлопа… Только с кем договариваться? КУЛИКОВА: (опять принимается вязать) С Маргаритой Львовной надо договариваться. Только вряд ли она пойдет вам навстречу. ДЕРЮГИН: Мне?! Да мне такие Маргариты шли навстречу, что… Ладно, как ее вызвать? КУЛИКОВА: Никак. Она сама выйдет, когда потребуется. (смотрит на Дерюгина) Да вы не переживайте так. Найдите себе занятие, в конце концов… Я вот в таких случаях вяжу – очень, скажу вам, успокаивает! ДЕРЮГИН: Спасибо за совет, но я в таких случаях курю. Где тут курят? КУЛИКОВА: На лестнице курят, вон там. (указывает рукой) Но до этого… Вы бы не исполнили одну просьбу? ДЕРЮГИН: Смотря какую просьбу… КУЛИКОВА: Можете заглянуть внутрь? Через замочную скважину? ДЕРЮГИН: (с удивлением) Вообще-то сто лет этим не занимался… КУЛИКОВА: Я бы сама могла, но… Волнуюсь очень. Я так к этому отношусь, что иногда боюсь потерять сознание… ДЕРЮГИН: Не хватало еще от этого сознание терять! Приникает к замочной скважине КУЛИКОВА: (шепотом) Что они делают? ДЕРЮГИН: Ноги в стороны выворачивают. КУЛИКОВА: Ага, значит, встают в первую позицию… ДЕРЮГИН: Дурацкая позиция. А пацанов заставлять этой фигней заниматься – вообще жесть! КУЛИКОВА: А вы не видите там такую беленькую, с бантом… ДЕРЮГИН: Они все с бантами. КУЛИКОВА: С розовым бантом, такую стройненькую… В общем, если самую стройную заметите, то это моя. ДЕРЮГИН: (хмыкает) Эти голоногие – стройные? Да это ж Освенцим ходячий! И мой придурок туда же: этого нельзя, того нельзя… Да какой, говорю, из тебя мужик вырастет на такой диете?! А жена: ты ничего не понимаешь, вообще кроме стройки своей ни в чем не разбираешься! А стройка, между прочим, такое дело… В кармане Дерюгина звякает мобильный телефон. КУЛИКОВА: (свистящим шепотом) Немедленно отойдите от двери! Там же экзамен! ДЕРЮГИН: Да знаю, мать его… Вынув телефон, отходит от двери. ДЕРЮГИН: Алё… Да, я. Черепицу завезли, ага… И щебенки два КАМАЗа, как просили… А цемент он сам обещал достать. Сказал: по дешевке может, вот пусть и суетится. Не хочет суетиться?! А ты ему скажи: не фиг тогда языком где попало! Деловой нашелся! Пусть сроки смещает, придурок, мы ж неделю будем груши околачивать – по его вине! КУЛИКОВА: Ради бога говорите тише! В этот момент дверь приоткрывается, но оттуда никто не выходит. Косясь на дверь, Дерюгин отходит подальше. ДЕРЮГИН: В общем, кати на него бочку. Вернусь – вдвоем покатим, а пока у меня экзамен. Какой? Потом расскажу… Сует телефон в карман и отправляется на лестницу.
Сцена 2:
В коридоре появляется Альметова – высокая и худощавая, с журналом в руках АЛЬМЕТОВА: Здесь проходит экзамен? КУЛИКОВА: Здесь. Только не надо громко разговаривать. АЛЬМЕТОВА: По-моему, я говорю нормально. КУЛИКОВА: Это я на всякий случай делаю замечание. АЛЬМЕТОВА: (сухо) Своим детям делайте замечания, а меня оставьте в покое. Достает журнал, усаживается в кресло. Куликова поглядывает на нее, не отрываясь от вязания. КУЛИКОВА: Вообще-то я своим детям не делаю замечаний. АЛЬМЕТОВА: Чего ж так? КУЛИКОВА: Придерживаюсь Вальдорфской системы. По этой системе нельзя ничего насильно навязывать, дети сами должны воспитываться… АЛЬМЕТОВА: (отрывается от журнала, с удивлением смотрит на Куликову) Надо же, какие мы продвинутые! КУЛИКОВА: Но балет – это особенная вещь. Тут без замечаний нельзя, вы согласны? АЛЬМЕТОВА: (с усмешкой) Это уж точно, особенная… Рассчитываете пройти? КУЛИКОВА: Очень надеюсь! Моя такая способная, такая растянутая… Знаете, как мы делали ей подъем? Полгода ногу ломали! Ребенок кричал, плакал, но все-таки мы победили! АЛЬМЕТОВА: В каком смысле? Ногу, что ли, сломали? КУЛИКОВА: Выгнули! Теперь она на пуантах бегает, как я пешком хожу. АЛЬМЕТОВА: А как Вальдорфская система? Не помешала ноги ломать? КУЛИКОВА: Тут уж система побоку, если подъем требуется… Вы разве не делали подъем? АЛЬМЕТОВА: У меня репетитор был нанят. Я, знаете ли, самодеятельностью не занимаюсь. Искалечите дитёныша вашего, а окажется – зря! КУЛИКОВА: Это почему же зря? АЛЬМЕТОВА: Потому что не пройдет. Как когда-то говорили: но посаран! КУЛИКОВА: Это почему же «но посаран»?! АЛЬМЕТОВА: Что ж, если вы не понимаете, объяснять не буду. КУЛИКОВА: (запальчиво) У нас тоже репетитор был! АЛЬМЕТОВА: Неужели?! КУЛИКОВА: Бывшая балерина, заслуженная, между прочим, артистка! АЛЬМЕТОВА: (машет рукой) Ну, это прошлые заслуги! Учить дано немногим, да и вообще не в этом дело. КУЛИКОВА: А в чем же дело? Я хочу узнать! АЛЬМЕТОВА: (смотрит на нее) Поздно, дорогая моя. Раньше нужно было узнавать.
Сцена 3
С лестницы возвращается Дерюгин, прижимая телефон к уху. ДЕРЮГИН: Посылай его подальше, понял?! Подрядчик ему не нравится! А нам заказчик не нравится, так ему и передай! На елку хочет влезть и зад не поцарапать! Нет уж, придется царапать! АЛЬМЕТОВА: (глядя на него) Это еще что такое?! Дерюгин прячет мобильник в карман. ДЕРЮГИН: Здрасьте… КУЛИКОВА: Он тоже из балетных родителей. АЛЬМЕТОВА: (крутит головой) Ну, и балетные пошли… ДЕРЮГИН: Извиняюсь, но я к этой бодяге отношения не имею. Это у моей жены крыша поехала, вот она пацана сюда и решила определить. А я лично в бокс его хотел отдать. АЛЬМЕТОВА: Тогда понятно… Куликова откладывает вязание, направляется к двери, но на полпути останавливается и оборачивается к Дерюгину. КУЛИКОВА: (заискивающе) Не посмотрите еще разок – что они делают? ДЕРЮГИН: (приникает к замочной скважине) Ногами машут. А какой-то мужик на них пялится… КУЛИКОВА: Это батман. ДЕРЮГИН: Фамилия, что ли? КУЛИКОВА: Почему фамилия? ДЕРЮГИН: Мне говорили: в этом училище евреи заправляют… АЛЬМЕТОВА: Вы что – антисемит? ДЕРЮГИН: Почему антисемит? Мы к евреям нормально, у нашей фирмы директор тоже Альтшуллер… Я к чему? С евреями договариваться легче, они люди с пониманием. АЛЬМЕТОВА: (усмехается) А о чем вы хотите договориться? Чтобы вашу дочку без экзамена взяли? ДЕРЮГИН: Во-первых, у меня тут сын ногами машет. Во-вторых, это мое дело – о чем я буду договариваться. КУЛИКОВА: А сейчас они что делают? Ну, пожалуйста… ДЕРЮГИН: Приседают… И ноги в стороны раскорячили, будто лягушки… КУЛИКОВА: Плие. Это не фамилия, так называется упражнение. ДЕРЮГИН: Да по фиг мне, как это называется! И вообще я устал на корточках сидеть. (встает) Вам надо – вы и смотрите! Куликова мнется. КУЛИКОВА: Думаете, это будет удобно? АЛЬМЕТОВА: Отбросьте комплексы. Вы же не смущались, когда ногу дочери ломали? Вот и сейчас не смущайтесь… КУЛИКОВА: Я волнуюсь очень… Приседает и смотрит в замочную скважину. КУЛИКОВА: Ничего не видно… Кто-то у двери встал! АЛЬМЕТОВА: Значит, не судьба. Вяжите лучше ваши носки или что там у вас… Куликова возвращается на место КУЛИКОВА: У меня не носки, а платье. АЛЬМЕТОВА: Надо же, как серьезно! А пальто вы не вяжете? Плащи, шубы? КУЛИКОВА: Зря смеетесь. Пальто я не вяжу, конечно, но купальники вяжу. Их у меня с руками отрывают! АЛЬМЕТОВА: Так вы предприниматель? Работаете под вывеской: «ЧП такая-то»? КУЛИКОВА: (с достоинством) Не такая-то, а Куликова Таисия Дмитриевна. Хотя никакой вывески у меня нет, люди сами просят. А мне чего? Я ведь для успокоения нервов это делаю, могу заодно людям помочь. У меня, между прочим, некоторые даже уроки берут! АЛЬМЕТОВА: Мастер-классы, значит, устраиваете. Похвально, похвально… ДЕРЮГИН: Я мастер-классов не устраиваю, но от заказчиков тоже отбоя нет. Могу и вам предложить свои услуги. (достает визитные карточки, протягивает Куликовой и Альметовой) Заместитель директора строительной фирмы Дерюгин Виктор Павлович. Коттеджи, дачи, бани, малые архитектурные формы… Делом, одним словом, занимаюсь, не ногами машу! АЛЬМЕТОВА: (рассматривает карточку) Дача у меня есть, но на всякий случай… (прячет визитку в сумочку) ДЕРЮГИН: Возьмите, пригодится. Не обращайте внимания на этот зад… То есть, на эту елку… Если заказчик с нами по-человечески, то и мы по-человечески… КУЛИКОВА: (прячет визитку) Спасибо, но это (указывает на дверь) – тоже труд! ДЕРЮГИН: Фигня это, а не труд. Вот таджики у меня на стройке – трудятся. Тупые, как валенки, но пашут от восхода до заката, как папы Карло! АЛЬМЕТОВА: У вас гастарбайтеры коттеджи строят?! Не-ет, тогда заберите визитку обратно! ДЕРЮГИН: (поднимает руку) Спокуха! У меня эти гастарбайтеры вот где! (сжимает кулак) Если понадобится, они у меня такие батманы будут делать и эти… (Куликовой) Как их? КУЛИКОВА: Плие. ДЕРЮГИН: Во-во. Плясать будут, короче, танец маленьких лебедей, если потребую! Кстати, вспомнил… Отходит в сторону, достает мобильный телефон ДЕРЮГИН: Конышев? Ты чурок-то наших проверь… У них там праздник мусульманский, смотри, чтоб не филонили, придурки… Да не могу я¸ экзамен у меня! То есть, не у меня, у пацана моего. А Верка в больницу угодила, так что приходится… Опоздаю я на совещание, наверное. Договоришься с шефом? Договорись, с меня вискарь… Сует телефон в карман, возвращается к женщинам ДЕРЮГИН: Что-то опять курить захотелось… Никто не составит компанию? Альметова откладывает журнал АЛЬМЕТОВА: Пожалуй, я с вами. (с усмешкой глядя на Куликову) А то, не дай бог, еще заставят брать уроки по вязанию на спицах… Где здесь курят? ДЕРЮГИН: На лестнице. Уходят вдвоем
Сцена 4
Куликова сидит, вяжет. Затем откладывает вязание и приближается к двери. Оглядывается, затем чуть-чуть приоткрывает дверь и смотрит внутрь. Спустя какое-то время в коридоре появляется Нина Павловна, репетитор. НИНА ПАВЛОВНА: (тихо) Здравствуйте… КУЛИКОВА: Ой! Отскакивает от двери. Узнав Нину Павловну, переводит дух. КУЛИКОВА: Это вы… А я уж думала: директор! НИНА ПАВЛОВНА: (указывая на дверь) Иван Петрович там. КУЛИКОВА: Он на экзамене?! НИНА ПАВЛОВНА: Ага. Как, вообще-то, обстановка? КУЛИКОВА: Не знаю, никто пока не выходил. НИНА ПАВЛОВНА: Надеюсь, все будет хорошо. КУЛИКОВА: Сама надеюсь. Маргарита Львовна, правда, такая суровая сегодня… НИНА ПАВЛОВНА: (усмехается) В день экзамена она всегда суровая. Должность такая. КУЛИКОВА: (с умилением) Какая моя хорошенькая… Загляденье просто! НИНА ПАВЛОВНА: Носок тянула на батманах? КУЛИКОВА: Я не видела, другой человек подглядывал. НИНА ПАВЛОВНА: (удивленно) В каком смысле? КУЛИКОВА: Да тут один строитель к сыну пришел, он и смотрел через эту дырку (указывает на замочную скважину) Так он плие от батмана отличить не может, представляете?! Они вообще тут такие… Совсем не похожи на балетных! НИНА ПАВЛОВНА: Сейчас многие не похожи. У всех свои представления, свои требования… КУЛИКОВА: (с легкой обидой) А я? Разве я… НИНА ПАВЛОВНА: Успокойтесь: вы то, что надо. Если бы не обстоятельства, у вас вообще было бы все в порядке… КУЛИКОВА: (с тревогой) А какие у нас… Обстоятельства? НИНА ПАВЛОВНА: Такие. Я вам, кстати, балетки принесла. Протягивает ей пакет КУЛИКОВА: Спасибо… Но какие все-таки обстоятельства? НИНА ПАВЛОВНА: Потом объясню, хорошо? Сцена 5
Из дверей, ведущих на лестницу, появляются Альметова и Дерюгин. АЛЬМЕТОВА: (возмущенно) Ну, знаете ли… Это просто ни в какие ворота не лезет! ДЕРЮГИН: Да лезет, лезет… АЛЬМЕТОВА: Вы думаете, если я женщина, мне можно предлагать все, что угодно?! ДЕРЮГИН: Одинокая женщина… АЛЬМЕТОВА: Да с чего вы взяли, что одинокая?! ДЕРЮГИН: Колечко у вас… Не там. АЛЬМЕТОВА: Разведенная – не значит одинокая! ДЕРЮГИН: А что я вообще такого предложил? Пообедать, пока эта бодяга будет тянуться, познакомиться поближе… Вы вот чем занимаетесь? АЛЬМЕТОВА: (сухо) В настоящий момент – устраиваю дочь в балетное училище. ДЕРЮГИН: Это я понимаю. А вообще? Альметова бросает взгляд в зеркало, висящее в коридоре, быстрым движением поправляет прическу. АЛЬМЕТОВА: (после паузы) Вообще - преподаю. ДЕРЮГИН: В школе? АЛЬМЕТОВА: В высшей школе. ДЕРЮГИН: В институте, значит? А в каком? Мой-то, конечно, еще малой, но лет через семь-восемь придется куда-то пристраивать. Этот балет – баловство, согласитесь. Не для жизни занятие, так – для развлекухи… АЛЬМЕТОВА: Не скажите. Есть такие труппы, что из зарубежных гастролей не вылезают. Там не Улановы танцуют, понятно, и не Нуриевы – середнячки. Но зарабатывают не меньше, чем Уланова в свое время. ДЕРЮГИН: Уланова – это фигуристка? АЛЬМЕТОВА: (смотрит на него внимательно) Ну и кругозор у вас… Как у гастарбайтера. ДЕРЮГИН: Нормальный кругозор. И зарабатываю я тоже немало. Сейчас знаете, сколько желающих коттеджик отстроить? В очередь стоят! АЛЬМЕТОВА: (враждебно) Вот именно: наворовали денег, теперь их тратят. А мы в своей высшей школе… ДЕРЮГИН: (разочарованно) Значит, ресторан отменяется… АЛЬМЕТОВА: Пригласите лучше вон ту мадам. (указывает на Куликову) ДЕРЮГИН: (разводит руками) Не мой размер. У меня жена такая же толстуха, а на те же грабли… Подходят к Куликовой и Нине Павловне – те смотрят в зал сквозь приоткрытую дверь ДЕРЮГИН: (указывает на балетки, которые держит в руках Куликова) Во, и моя такие же купила! От Гришки какого-то, сказала… КУЛИКОВА: Можно не кричать?! Прикрывает дверь КУЛИКОВА: (недовольно) Не от Гришки, а от Гришко… (обращается к Нине Павловне) Это ведь от Гришко балетки? НИНА ПАВЛОВНА: Да, от них… ДЕРЮГИН: Да по фиг мне, Гришка или Гришко. Эти тапки бабок не меряных стоят, а зачем они пацану? Ходит в них, как пи… Как голубой, короче. АЛЬМЕТОВА: Можно посмотреть? Берет в руки балетки, внимательно разглядывает АЛЬМЕТОВА: Надо будет приобрести. (Нине Павловне) Можете еще достать? Постойте, я же вас знаю! НИНА ПАВЛОВНА: (с неловкостью) Да? Интересно: откуда? АЛЬМЕТОВА: Ну, вы же танцевали ведущие партии… НИНА ПАВЛОВНА: Это было давно. АЛЬМЕТОВА: Давно, это точно. Потом стали педагогом, потом частным репетитором… Но мне вас, как репетитора, не рекомендовали. НИНА ПАВЛОВНА: (криво усмехаясь) Что ж так? АЛЬМЕТОВА: А вы сами не догадываетесь? НИНА ПАВЛОВНА: Представьте, не догадываюсь. АЛЬМЕТОВА: Вы в черном списке. НИНА ПАВЛОВНА: И кто же эти списки составляет? АЛЬМЕТОВА: Сами знаете, кто. (кивает на дверь, затем поворачивается к Куликовой и возвращает балетки) Так что, уважаемая, Гришка или Гришко – все равно но посаран! Куликова растерянно переводит взгляд с Нины Павловны на Альметову и обратно КУЛИКОВА: Ничего не понимаю… Какие-то списки, какой-то «но посаран»… Что это значит, Нина Павловна?! НИНА ПАВЛОВНА: Я объясню… Потом. А сейчас мне надо уйти ненадолго. Поворачивается и стремительно уходит.
Сцена 6
У Дерюгина опять звонит телефон, и он отходит в сторону ДЕРЮГИН: Ну чего там, Конышев. Пашут? Молодцы, папы Карло… Ты им скажи: никакого Рамадана! Труд, скажи им, сделал из обезьяны человека. Значит, и у таджиков есть шанс. Хотя нет, этого лучше не говори… КУЛИКОВА: (растерянно) Не понимаю… АЛЬМЕТОВА: И не поймете. Усаживается в кресло, раскрывает журнал КУЛИКОВА: Я же вообще этих интриг не люблю. Для меня балет – это сказка. Когда я смотрю «Баядерку», мне плакать хочется. Сижу в зале и реву, как дура… АЛЬМЕТОВА: (вполголоса) Почему – как? КУЛИКОВА: И когда «Жизель» смотрю, тоже реву. Помните сцену, где она лишается разума? Она такая несчастная при этом, такая горем убитая… Сердце разрывается, честное слово. А иногда я представляю мою девочку на сцене. Она танцует главную партию, заставляет зал замирать, плакать, и тогда я переполняюсь гордостью. Пусть она дарит людям сказку. И сама живет в сказочном мире, а не в этом нашем, где все скучно, тускло, противно… Альметова смотрит на нее с презрительной усмешкой АЛЬМЕТОВА: Мне хочется плакать, глядя на вас. Я думаю, это вы разум потеряли, причем окончательно! Где вы видели плачущих людей в зале?! Сейчас все оценивают технику танца! И аплодируют именно за технику! КУЛИКОВА: Неправда, людям нужна сказка! АЛЬМЕТОВА: Людям нужно шоу, дорогая моя. А шоу должно быть совершенным! Закончив разговор, к женщинам приближается Дерюгин ДЕРЮГИН: (опять указывает на балетки) Извиняюсь, конечно… Но эти тапки, говорят, молотком разбивают? КУЛИКОВА: (рассеянно) Да, переднюю часть, чтобы мягче была… ДЕРЮГИН: Ну, дела… Стоят кучу денег, а по ним потом молотком! Все равно, что я коттедж построю, а потом подгоню экскаватор и начну его крушить! Дурдом! АЛЬМЕТОВА: Это не дурдом, это балет. Где свои законы и свои способы пробиться. Я, например, про сказки не думаю, это все позапрошлый век. Сейчас – другое время. Я лично даже знаю труппу, где моя дочь будет танцевать. Девять месяцев в году они проводят на гастролях за рубежом. Это, во-первых, деньги, во-вторых, возможность посмотреть мир. Я вот, работая в высшей школе, где была? В Турции один раз! А сколько я зарабатываю? ДЕРЮГИН: Сколько вы зарабатываете? Если не секрет, конечно… АЛЬМЕТОВА: Не секрет. Но я не скажу. Потому что стыдно сказать, сколько нам, преподавателям высшей школы… КУЛИКОВА: Я тоже в золоте не купаюсь! Думаете, это легко: вязать с утра до ночи?! Но без сказки все равно невозможно жить! АЛЬМЕТОВА: Возможно, дорогая моя. Пора расстаться с розовыми очками! КУЛИКОВА: У меня нет никаких очков! АЛЬМЕТОВА: Есть. И жизнь обязательно сорвет их с вашего носа.
Сцена 7
Приоткрывается дверь в зал, оттуда появляется Маргарита Львовна ДЕРЮГИН: Вот и начальство показалось… Приближается к Маргарите Львовне ДЕРЮГИН: Здравствуйте. Мне бы побеседовать с глазу на глаз… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Позже, молодой человек. (находит глазами Альметову) Нам надо поговорить. Альметова подскакивает с кресла, и они с Маргаритой Львовной отходят в сторону АЛЬМЕТОВА: (с тревогой) Ну как там? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Как всегда. Экзамен – вещь серьезная… АЛЬМЕТОВА: Моя еще не проходила? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Пока нет. АЛЬМЕТОВА: Но по алфавиту вроде… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Сегодня в обратном алфавитном порядке детей смотрят, Иван Петрович так решил. Он у нас непредсказуемый, сами знаете. АЛЬМЕТОВА: Но я полагала, что имеется гарантия… МАРГАРИТА: В нашей области никто не дает гарантий. Особенно - когда Иван Петрович в приемной комиссии. Но я сделаю все, что в моих силах, обещаю. АЛЬМЕТОВА: У нас подъем – слабое место, если честно… (косится на Куликову, которая выставила ухо и прислушивается) МАРГАРИТА: Это неважно, важно – в каком настроении Иван Петрович. Сейчас он настроен брать длинных, мода такая пошла после успеха Лопаткиной. А ребят отбирать таких, чтобы могли таскать на себе этих лошадей… АЛЬМЕТОВА: (неуверенно) Моя высокая, но она вовсе не лошадь… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Вырастет – станет лошадью. Но пока главное, что длинная, это повышает шанс. АЛЬМЕТОВА: Значит, я могу надеяться? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Я же сказала: сделаю все, что в моих силах! Еще раз приближается Дерюгин ДЕРЮГИН: Как, закончили? (протягивает Маргарите Львовне визитку) Коттеджи, бани, малые архитектурные формы… В самые короткие сроки! МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: (с удивлением) Спасибо… ДЕРЮГИН: Можно вас на пару слов? Отводит Маргариту Львовну в сторону ДЕРЮГИН: Я могу не только в короткие сроки, но еще со скидкой коттеджик построить. МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Понятно… А что хотите? ДЕРЮГИН: Что? Вы только сознания не теряйте, как некоторые… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Тут кто-то терял сознание? ДЕРЮГИН: Ну, вы же, балетные, волнуетесь из-за всякой фигни, нежные такие… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Не все нежные, есть и нормальные. ДЕРЮГИН: Вот это здорово! Тогда завалите моего пацана, ладно? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Как это - завалить?! Обычно просят поддержать… ДЕРЮГИН: А я прошу выгнать с экзамена. Ну, давайте по чесноку, если вы нормальная. Ведь в вашем балете мужиков нет, одни пи… Ну, голубые, верно? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Кто вам такое сказал?! ДЕРЮГИН: Да ладно, всем это известно! А мне оно надо?! МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Так вы действительно хотите… ДЕРЮГИН: Выгоняйте взашей! Прямо сейчас! А я ему еще поддам, шкету голоногому… Ну, а вам такую скидку сделаем – мама не горюй! За полцены коттедж выстроите, обещаю. МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Всякое видела, но такого… (прячет визитку в карман) Хорошо, молодой человек, я подумаю. Скрывается за дверью
Сцена 8
Куликова с ненавистью смотрит на Альметову КУЛИКОВА: Из-за таких, как вы… Наш балет пришел в упадок! Альметова усаживается в кресло и раскрывает журнал АЛЬМЕТОВА: Бог с вами, наш балет в расцвете. В этой области мы, как известно, впереди планеты всей… КУЛИКОВА: Позади! А все потому, что сюда пролезают бездарности! АЛЬМЕТОВА: Кого это вы имеете в виду? КУЛИКОВА: Вас! И вашу дочь! АЛЬМЕТОВА: (отбрасывает журнал) Да что вы знаете про мою дочь?! КУЛИКОВА: Все! Достаточно посмотреть на мамочку, чтобы все понять про доченьку! АЛЬМЕТОВА: (вскакивает) А если на тебя посмотреть?! КУЛИКОВА: А ты мне на тыкай! АЛЬМЕТОВА: Нет, буду тыкать! Ты себя в зеркале давно видела? Ты же корова! КУЛИКОВА: Я корова?! АЛЬМЕТОВА: Самая натуральная! А значит, и доченька – такая же! КУЛИКОВА: (тоже вскакивает) Моя дочь – самая стройная на этом экзамене! АЛЬМЕТОВА: Ну, это пока стройная! Пройдет время, гены возьмут свое, она тоже обрастет мясом, раздастся вширь… Это биология, понятно? КУЛИКОВА: Ничего не раздастся! Она даже черного хлеба не ест, не говоря про белый! АЛЬМЕТОВА: Ну, если голодом морить, да еще ноги ломать… Ты, я вижу, на все готова, лишь бы сюда пролезть! Со свиным рылом, так сказать, в калашный ряд… КУЛИКОВА: Пролезают такие, как ты! И своих бездарностей проталкивают! Я же видела, как ты с этой Маргаритой сю-сю-сю! Большую взятку дала? Наверное, год копила со своей нищенской зарплаты? АЛЬМЕТОВА: А чего ты мои деньги считаешь? Свои считай! КУЛИКОВА: А мне считать нечего, я взяток не даю! АЛЬМЕТОВА: Да если б и дала, все равно деньги бы зря потратила! Не суйся сюда, понятно? Твой уровень – спицы, мотки с шерстью, в лучшем случае освоишь вязальную машину. А в этой области тебе нечего ловить! КУЛИКОВА: И это говорит преподаватель высшей школы – нечего ловить! Поэтому у нас и высшая школа в упадке! К женщинам приближается Дерюгин ДЕРЮГИН: Брэк, как говорят в боксе. Предлагаю по сто грамм, если в ресторан никто не хочет. Достает из портфеля коньячную фляжку ДЕРЮГИН: А то тут кого-нибудь точно заколют вязальной спицей… Ну, за искусство! Делает глоток, затем протягивает фляжку Куликовой. Та отпивает сразу полбутылки ДЕРЮГИН: Ого! Ну, ладно… (протягивает фляжку Альметовой) АЛЬМЕТОВА: Не буду я пить с этой коровой! КУЛИКОВА: Как это?! Я же выпила! АЛЬМЕТОВА: А я не хочу! ДЕРЮГИН: Выпейте, так ведь можно до инфаркта допрыгаться… АЛЬМЕТОВА: (после паузы) Разве что по этой причине… Берет фляжку и допивает до конца ДЕРЮГИН: Ну вы, блин, даете… Балетные все такие? Чтоб без закуси и до дна? Когда он выливает в рот остатки, открывается дверь, в коридор выходит Маргарита Львовна и застывает в удивлении МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: (язвительно) Может, огурчик принести? ДЕРЮГИН: (торопливо сует бутылку в портфель) Извините, нервы… Когда она все-таки кончится, эта бодяга? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Скоро уже. Иван Петрович сейчас по списку проходится, поэтому прошу не шуметь.
Сцена 9
В коридоре появляется Нина Павловна. Маргарита Львовна долго смотрит на нее, затем подходит МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Знала, что появишься. НИНА ПАВЛОВНА: (усмехается) Предчувствие, что ли? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Хорошая память. НИНА ПАВЛОВНА: Вроде ты не отличалась хорошей памятью. МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Неужели? НИНА ПАВЛОВНА: Никогда не могла партию выучить до конца, все время сбивалась. МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Ну да, поэтому дальше второй линии кордебалета не продвинулась... Но это дела прошлые. Кто сейчас помнит заслуженную артистку, танцевавшую главные партии? Никто, новые звезды появились. А заслуженная подрабатывает репетиторством… НИНА ПАВЛОВНА: Я не подрабатываю, я работаю. МАРГАРИТА ПАВЛОВНА: Неважно. Важно, чтобы юное дарование – или юная посредственность, не суть важно… НИНА ПАВЛОВНА: Важно. МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Неважно. Так вот надо, чтобы это создание, грезящее о сцене, аплодисментах и так далее, прошло в училище. НИНА ПАВЛОВНА: (усмехается) К сожалению… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Так что главные теперь мы. НИНА ПАВЛОВНА: Вы всего лишь обслуга. А главные – эти юные создания. МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Они – глина, из которой мы лепим горшки. Они когда получаются, когда не получаются, но в этих стенах надо быть. Просто быть, понятно? НИНА ПАВЛОВНА: Что ты хочешь этим сказать? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Что твоим не светит. НИНА ПАВЛОВНА: У моих на лбу написано, что они мои? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Не написано. Но твоя манера проглядывает, я ее хорошо помню. Да и справки навела – на случай, если память откажет. Пауза МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Так вот слушай. Мне наплевать, дарования ты учишь или середнячков. В любом случае ни один из них никогда… Ты слышишь? Никогда не пройдет! Костьми лягу, но не пропущу! Возвращается к двери и скрывается за ней, с грохотом закрыв за собой створку. Затемнение
Сцена 10
На стене висят списки, возле них, отталкивая друг друга, топчутся Куликова с Альметовой. Дерюгин с усмешкой за ними наблюдает КУЛИКОВА: Можно не пихаться?! АЛЬМЕТОВА: Это вы пихаетесь! Куликова ведет по списку пальцем КУЛИКОВА: Ничего не понимаю… Тут в обратном порядке, кажется, фамилии идут… АЛЬМЕТОВА: Да вам что в прямом, что в обратном… КУЛИКОВА: Это мы еще посмотрим! (оттирает Альметову) АЛЬМЕТОВА: (отходя в сторону) Да смотрите, сколько хотите! КУЛИКОВА: Ничего не понимаю… Курицына есть, Куляхтина есть, а Куликовой нет… Моей девочки – нет! АЛЬМЕТОВА: (торжествующе) Я же говорила: но посаран! КУЛИКОВА: (растерянно озирается) Почему нет моей девочки?! Она же самая стройная! Самая подготовленная! Ох, что-то меня шатает… Потому что выпила, наверное… (опускается в кресло) Ничего не понимаю… Они же все умеет, ее можно на второй курс зачислять! Ей папа станок балетный сделал, прямо как настоящий… Зеркало прикрепил к стене… Она в любую свободную минутку занималась, бредила этим балетом! АЛЬМЕТОВА: Это вы бредите. Потому что от жизни оторвались! КУЛИКОВА: (не обращая на нее внимания) Мы мечтали ходить всей семьей на ее представления, чтобы она выходила в белой пачке и танцевала, танцевала… Она бы дарила нам сказку, а мы бы дарили ей цветы; и зал дарил бы цветы, и все были бы такие счастливые… АЛЬМЕТОВА: Прямо Шарль Перро какой-то. Опуститесь с небес на землю, мамочка! Все давно уже по-другому! Уверенно подходит к стене, утыкает палец в нижнюю часть списка АЛЬМЕТОВА: Алиханова, Альтшуллер… (Дерюгину) Не родственник вашего начальника? ДЕРЮГИН: Мой начальник – не такой придурок, как я. И жена у него построена, никакой самодеятельности! АЛЬМЕТОВА: Постойте, но ведь между этими двумя фамилиями должна быть Альметова? ДЕРЮГИН: (пожимает плечами) Наверное… АЛЬМЕТОВА: (бормочет) Но ее почему-то не включили в список… Странно. (пауза) Даже очень странно. Я столько сюда вложила, а они… Это что же получается? Что не будет ни труппы, ни гастролей, ни заработков? И моя дочь станет вот такой?! (указывает на Куликову) С этим вязанием в руках, с расплывшейся фигурой, выйдет замуж за какого-нибудь дурака… КУЛИКОВА: (утирая платком слезы) Не оскорбляйте моего мужа, он не дурак. А вас бог наказал за самоуверенность! Не рой яму другому, как говорится… ДЕРЮГИН: Странно мне на вас смотреть, девушки. Радоваться надо! Я по такому случаю даже еще раз сбегал бы, чтобы продолжить банкет… АЛЬМЕТОВА: А вы ведь Дерюгин, да? ДЕРЮГИН: Дерюгин. А что? АЛЬМЕТОВА: Тогда идите, полюбуйтесь. (указывает на списки) Вашего боксера взяли! ДЕРЮГИН: Как это?! Дерюгин подскакивает к спискам ДЕРЮГИН: Ну, полная жесть! АЛЬМЕТОВА: Согласна. И кто-то должен за эту жесть ответить. Альметова решительно распахивает дверь, заходит внутрь и вскоре вытаскивает Маргариту Львовну МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Отпустите меня! Ведите себя прилично! АЛЬМЕТОВА: Нет, я хочу знать причины! Мы же договорились, так?! МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: (вполголоса) Со мной – да. И я сделала все, что могла. Но у Ивана Петровича свое мнение! Я же говорила: он непредсказуемый! Прицепился к подъему, говорит: совсем плохой… И выворотности никакой… Так что давайте на будущий год… ДЕРЮГИН: (оттирает Альметову) А мне-то что делать? Я думал, у нас все решено, а вы, значит… МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Мальчик Ивану Петровичу приглянулся. Он сказал: надо же кому-то этих лошадей на себе таскать. А он парень здоровый, выдержит… ДЕРЮГИН: (стучит себя по голове) Дурак, зачем пацана накачивал? Хотел в бокс отдать, а теперь… (Маргарите Львовне) А договориться нельзя? МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Нельзя. Слово Ивана Петровича – закон. ДЕРЮГИН: (бормочет) Лучше бы ты, Иван Петрович, был Альтшуллером – договорились бы… У Дерюгина опять звонит телефон, и он отходит ненадолго в сторону. Маргарита Львовна скрывается за дверью. Куликова плачет, сидя в кресле, Альметова стоит в растерянности АЛЬМЕТОВА: Странно. Я даже личной жизнью пожертвовала ради этого, только копила, копила, копила… А ведь была возможности устроиться, замуж выйти… Но мой очередной ухажер терпеть не мог балет, и я его отвергла. А теперь что же… Может… В ресторан? (смотрит на Дерюгина) ДЕРЮГИН: (кладет телефон в карман) Какой ресторан?! У меня чурки с объекта на Рамадан слиняли! Ну, папы Карло, погодите… Уходит. Затемнение
Сцена 11 На сцене никого нет. Когда распахивается дверь, в глубине зала высвечивается девичья фигура в балетном трико. Девочка стоит у станка. Звучит музыка. ГОЛОС НИНЫ ПАВЛОВНЫ: Встань в первую позицию, моя хорошая… Вот так. Теперь батман… Еще батман… Теперь, пожалуйста, плие… Руку в сторону, вот так… Всегда следи за руками, это важно… Тут все важно. Поэтому надо много работать. Ты будешь много работать, девочка моя – до пота, до кровавых мозолей… Не все будет получаться, и не сразу, но это надо перетерпеть. Тебе будут завидовать, тебя будут ненавидеть, но ты должна идти вперед. Я знаю: ты сможешь дарить людям радость. И ты будешь счастлива. Ты обязательно будешь счастлива… КОНЕЦ
Санкт-Петербург
|
Категория: «Пьеса на свободную тему»
| Автор: Владимир Шпаков
|
Просмотров: 339
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
произведения участников конкурса 2013 года | все произведения во всех номинациях 2013 года |
номинации | «При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» [53] поэтическая номинация издательства «Воймега» | «Я принял жизнь и этот дом как дар…» [195] поэтическая номинация журнала «Интерпоэзия» | «Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…» [60] проза: номинация журнала «Октябрь» | «Когда любовь растопит шар земной?..» [108] проза: номинация журнала «Дружба народов» | «ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей» [60] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» | «Пьеса на свободную тему» [155] драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO» |
|
Сегодня день рождения
| вот, как только, так сразу отметим!
|
|