ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ




ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ




АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
 международный научно-творческий симпозиум 

Произведения участников Волошинского конкурса




» Волошинский конкурс 2013

номинация: «Пьеса на свободную тему»
Положение о Волошинском конкурсе 2013 года
Уважаемые гости нашего сайта! Мы приветствуем Вас и желаем… (чтобы такого пожелать, кроме приятного чтения?)… не впадать в крайности от современного искусства, верить, что у искусства есть благородная и не всегда нам доступная в понимании цель.

Или вы захотите, может быть, зарегистрироваться? Для чего?... Ну, чтобы не только получать удовольствие от чтения, но и выражать свои эмоции по поводу прочитанного. То есть, оставлять комментарии. Также Вы сможете подписаться на сообщения от администратора и получать информацию обо всех новостях и изменениях сайта «Волошинский сентябрь».



ЭКЗАМЕН

 ЭКЗАМЕН

Пьеса в одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

КУЛИКОВА
АЛЬМЕТОВА - родители юных танцовщиц и танцовщиков
ДЕРЮГИН
НИНА ПАВЛОВНА - репетитор
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА – член приемной комиссии балетного училища

Сцена 1
Коридор балетного училища. Из него ведет дверь в зал, где проходит приемный экзамен. На обитых кожей креслах сидят Дерюгин и Куликова. Куликова - полная женщина в кофте, она вяжет на спицах. Дерюгин в кожаной куртке, с портфелем, нервно поглядывает на часы.
ДЕРЮГИН: Когда эта бодяга кончится?
Куликова пожимает плечами.
КУЛИКОВА: Думаю, нескоро.
ДЕРЮГИН: Нескоро – это когда?
КУЛИКОВА: Может, через два часа. Может, через три. Творческое дело, сами понимаете…
ДЕРЮГИН: Ни фига себе… Я ж на час с работы вырвался!
Вскакивает, приближается к двери. Берется за ручку, потом отпускает ее.
ДЕРЮГИН: А ускорить нельзя?
КУЛИКОВА: (бросает вязать) Тише, я вас умоляю! Там же экзамен!
ДЕРЮГИН: (машет рукой) Да знаю, черт бы его…
Отходит от двери
ДЕРЮГИН: Хочу договориться, чтоб моего пораньше пропустили. Дел-то: прыг-скок, два притопа, три прихлопа… Только с кем договариваться?
КУЛИКОВА: (опять принимается вязать) С Маргаритой Львовной надо договариваться. Только вряд ли она пойдет вам навстречу.
ДЕРЮГИН: Мне?! Да мне такие Маргариты шли навстречу, что… Ладно, как ее вызвать?
КУЛИКОВА: Никак. Она сама выйдет, когда потребуется. (смотрит на Дерюгина) Да вы не переживайте так. Найдите себе занятие, в конце концов… Я вот в таких случаях вяжу – очень, скажу вам, успокаивает!
ДЕРЮГИН: Спасибо за совет, но я в таких случаях курю. Где тут курят?
КУЛИКОВА: На лестнице курят, вон там. (указывает рукой) Но до этого… Вы бы не исполнили одну просьбу?
ДЕРЮГИН: Смотря какую просьбу…
КУЛИКОВА: Можете заглянуть внутрь? Через замочную скважину?
ДЕРЮГИН: (с удивлением) Вообще-то сто лет этим не занимался…
КУЛИКОВА: Я бы сама могла, но… Волнуюсь очень. Я так к этому отношусь, что иногда боюсь потерять сознание…
ДЕРЮГИН: Не хватало еще от этого сознание терять!
Приникает к замочной скважине
КУЛИКОВА: (шепотом) Что они делают?
ДЕРЮГИН: Ноги в стороны выворачивают.
КУЛИКОВА: Ага, значит, встают в первую позицию…
ДЕРЮГИН: Дурацкая позиция. А пацанов заставлять этой фигней заниматься – вообще жесть!
КУЛИКОВА: А вы не видите там такую беленькую, с бантом…
ДЕРЮГИН: Они все с бантами.
КУЛИКОВА: С розовым бантом, такую стройненькую… В общем, если самую стройную заметите, то это моя.
ДЕРЮГИН: (хмыкает) Эти голоногие – стройные? Да это ж Освенцим ходячий! И мой придурок туда же: этого нельзя, того нельзя… Да какой, говорю, из тебя мужик вырастет на такой диете?! А жена: ты ничего не понимаешь, вообще кроме стройки своей ни в чем не разбираешься! А стройка, между прочим, такое дело…
В кармане Дерюгина звякает мобильный телефон.
КУЛИКОВА: (свистящим шепотом) Немедленно отойдите от двери! Там же экзамен!
ДЕРЮГИН: Да знаю, мать его…
Вынув телефон, отходит от двери.
ДЕРЮГИН: Алё… Да, я. Черепицу завезли, ага… И щебенки два КАМАЗа, как просили… А цемент он сам обещал достать. Сказал: по дешевке может, вот пусть и суетится. Не хочет суетиться?! А ты ему скажи: не фиг тогда языком где попало! Деловой нашелся! Пусть сроки смещает, придурок, мы ж неделю будем груши околачивать – по его вине!
КУЛИКОВА: Ради бога говорите тише!
В этот момент дверь приоткрывается, но оттуда никто не выходит. Косясь на дверь, Дерюгин отходит подальше.
ДЕРЮГИН: В общем, кати на него бочку. Вернусь – вдвоем покатим, а пока у меня экзамен. Какой? Потом расскажу…
Сует телефон в карман и отправляется на лестницу.

Сцена 2:

В коридоре появляется Альметова – высокая и худощавая, с журналом в руках
АЛЬМЕТОВА: Здесь проходит экзамен?
КУЛИКОВА: Здесь. Только не надо громко разговаривать.
АЛЬМЕТОВА: По-моему, я говорю нормально.
КУЛИКОВА: Это я на всякий случай делаю замечание.
АЛЬМЕТОВА: (сухо) Своим детям делайте замечания, а меня оставьте в покое.
Достает журнал, усаживается в кресло. Куликова поглядывает на нее, не отрываясь от вязания.
КУЛИКОВА: Вообще-то я своим детям не делаю замечаний.
АЛЬМЕТОВА: Чего ж так?
КУЛИКОВА: Придерживаюсь Вальдорфской системы. По этой системе нельзя ничего насильно навязывать, дети сами должны воспитываться…
АЛЬМЕТОВА: (отрывается от журнала, с удивлением смотрит на Куликову) Надо же, какие мы продвинутые!
КУЛИКОВА: Но балет – это особенная вещь. Тут без замечаний нельзя, вы согласны?
АЛЬМЕТОВА: (с усмешкой) Это уж точно, особенная… Рассчитываете пройти?
КУЛИКОВА: Очень надеюсь! Моя такая способная, такая растянутая… Знаете, как мы делали ей подъем? Полгода ногу ломали! Ребенок кричал, плакал, но все-таки мы победили!
АЛЬМЕТОВА: В каком смысле? Ногу, что ли, сломали?
КУЛИКОВА: Выгнули! Теперь она на пуантах бегает, как я пешком хожу.
АЛЬМЕТОВА: А как Вальдорфская система? Не помешала ноги ломать?
КУЛИКОВА: Тут уж система побоку, если подъем требуется… Вы разве не делали подъем?
АЛЬМЕТОВА: У меня репетитор был нанят. Я, знаете ли, самодеятельностью не занимаюсь. Искалечите дитёныша вашего, а окажется – зря!
КУЛИКОВА: Это почему же зря?
АЛЬМЕТОВА: Потому что не пройдет. Как когда-то говорили: но посаран!
КУЛИКОВА: Это почему же «но посаран»?!
АЛЬМЕТОВА: Что ж, если вы не понимаете, объяснять не буду.
КУЛИКОВА: (запальчиво) У нас тоже репетитор был!
АЛЬМЕТОВА: Неужели?!
КУЛИКОВА: Бывшая балерина, заслуженная, между прочим, артистка!
АЛЬМЕТОВА: (машет рукой) Ну, это прошлые заслуги! Учить дано немногим, да и вообще не в этом дело.
КУЛИКОВА: А в чем же дело? Я хочу узнать!
АЛЬМЕТОВА: (смотрит на нее) Поздно, дорогая моя. Раньше нужно было узнавать.

Сцена 3

С лестницы возвращается Дерюгин, прижимая телефон к уху.
ДЕРЮГИН: Посылай его подальше, понял?! Подрядчик ему не нравится! А нам заказчик не нравится, так ему и передай! На елку хочет влезть и зад не поцарапать! Нет уж, придется царапать!
АЛЬМЕТОВА: (глядя на него) Это еще что такое?!
Дерюгин прячет мобильник в карман.
ДЕРЮГИН: Здрасьте…
КУЛИКОВА: Он тоже из балетных родителей.
АЛЬМЕТОВА: (крутит головой) Ну, и балетные пошли…
ДЕРЮГИН: Извиняюсь, но я к этой бодяге отношения не имею. Это у моей жены крыша поехала, вот она пацана сюда и решила определить. А я лично в бокс его хотел отдать.
АЛЬМЕТОВА: Тогда понятно…
Куликова откладывает вязание, направляется к двери, но на полпути останавливается и оборачивается к Дерюгину.
КУЛИКОВА: (заискивающе) Не посмотрите еще разок – что они делают?
ДЕРЮГИН: (приникает к замочной скважине) Ногами машут. А какой-то мужик на них пялится…
КУЛИКОВА: Это батман.
ДЕРЮГИН: Фамилия, что ли?
КУЛИКОВА: Почему фамилия?
ДЕРЮГИН: Мне говорили: в этом училище евреи заправляют…
АЛЬМЕТОВА: Вы что – антисемит?
ДЕРЮГИН: Почему антисемит? Мы к евреям нормально, у нашей фирмы директор тоже Альтшуллер… Я к чему? С евреями договариваться легче, они люди с пониманием.
АЛЬМЕТОВА: (усмехается) А о чем вы хотите договориться? Чтобы вашу дочку без экзамена взяли?
ДЕРЮГИН: Во-первых, у меня тут сын ногами машет. Во-вторых, это мое дело – о чем я буду договариваться.
КУЛИКОВА: А сейчас они что делают? Ну, пожалуйста…
ДЕРЮГИН: Приседают… И ноги в стороны раскорячили, будто лягушки…
КУЛИКОВА: Плие. Это не фамилия, так называется упражнение.
ДЕРЮГИН: Да по фиг мне, как это называется! И вообще я устал на корточках сидеть. (встает) Вам надо – вы и смотрите!
Куликова мнется.
КУЛИКОВА: Думаете, это будет удобно?
АЛЬМЕТОВА: Отбросьте комплексы. Вы же не смущались, когда ногу дочери ломали? Вот и сейчас не смущайтесь…
КУЛИКОВА: Я волнуюсь очень…
Приседает и смотрит в замочную скважину.
КУЛИКОВА: Ничего не видно… Кто-то у двери встал!
АЛЬМЕТОВА: Значит, не судьба. Вяжите лучше ваши носки или что там у вас…
Куликова возвращается на место
КУЛИКОВА: У меня не носки, а платье.
АЛЬМЕТОВА: Надо же, как серьезно! А пальто вы не вяжете? Плащи, шубы?
КУЛИКОВА: Зря смеетесь. Пальто я не вяжу, конечно, но купальники вяжу. Их у меня с руками отрывают!
АЛЬМЕТОВА: Так вы предприниматель? Работаете под вывеской: «ЧП такая-то»?
КУЛИКОВА: (с достоинством) Не такая-то, а Куликова Таисия Дмитриевна. Хотя никакой вывески у меня нет, люди сами просят. А мне чего? Я ведь для успокоения нервов это делаю, могу заодно людям помочь. У меня, между прочим, некоторые даже уроки берут!
АЛЬМЕТОВА: Мастер-классы, значит, устраиваете. Похвально, похвально…
ДЕРЮГИН: Я мастер-классов не устраиваю, но от заказчиков тоже отбоя нет. Могу и вам предложить свои услуги. (достает визитные карточки, протягивает Куликовой и Альметовой) Заместитель директора строительной фирмы Дерюгин Виктор Павлович. Коттеджи, дачи, бани, малые архитектурные формы… Делом, одним словом, занимаюсь, не ногами машу!
АЛЬМЕТОВА: (рассматривает карточку) Дача у меня есть, но на всякий случай… (прячет визитку в сумочку)
ДЕРЮГИН: Возьмите, пригодится. Не обращайте внимания на этот зад… То есть, на эту елку… Если заказчик с нами по-человечески, то и мы по-человечески…
КУЛИКОВА: (прячет визитку) Спасибо, но это (указывает на дверь) – тоже труд!
ДЕРЮГИН: Фигня это, а не труд. Вот таджики у меня на стройке – трудятся. Тупые, как валенки, но пашут от восхода до заката, как папы Карло!
АЛЬМЕТОВА: У вас гастарбайтеры коттеджи строят?! Не-ет, тогда заберите визитку обратно!
ДЕРЮГИН: (поднимает руку) Спокуха! У меня эти гастарбайтеры вот где! (сжимает кулак) Если понадобится, они у меня такие батманы будут делать и эти… (Куликовой) Как их?
КУЛИКОВА: Плие.
ДЕРЮГИН: Во-во. Плясать будут, короче, танец маленьких лебедей, если потребую! Кстати, вспомнил…
Отходит в сторону, достает мобильный телефон
ДЕРЮГИН: Конышев? Ты чурок-то наших проверь… У них там праздник мусульманский, смотри, чтоб не филонили, придурки… Да не могу я¸ экзамен у меня! То есть, не у меня, у пацана моего. А Верка в больницу угодила, так что приходится… Опоздаю я на совещание, наверное. Договоришься с шефом? Договорись, с меня вискарь…
Сует телефон в карман, возвращается к женщинам
ДЕРЮГИН: Что-то опять курить захотелось… Никто не составит компанию?
Альметова откладывает журнал
АЛЬМЕТОВА: Пожалуй, я с вами. (с усмешкой глядя на Куликову) А то, не дай бог, еще заставят брать уроки по вязанию на спицах… Где здесь курят?
ДЕРЮГИН: На лестнице.
Уходят вдвоем

Сцена 4

Куликова сидит, вяжет. Затем откладывает вязание и приближается к двери. Оглядывается, затем чуть-чуть приоткрывает дверь и смотрит внутрь. Спустя какое-то время в коридоре появляется Нина Павловна, репетитор.
НИНА ПАВЛОВНА: (тихо) Здравствуйте…
КУЛИКОВА: Ой!
Отскакивает от двери. Узнав Нину Павловну, переводит дух.
КУЛИКОВА: Это вы… А я уж думала: директор!
НИНА ПАВЛОВНА: (указывая на дверь) Иван Петрович там.
КУЛИКОВА: Он на экзамене?!
НИНА ПАВЛОВНА: Ага. Как, вообще-то, обстановка?
КУЛИКОВА: Не знаю, никто пока не выходил.
НИНА ПАВЛОВНА: Надеюсь, все будет хорошо.
КУЛИКОВА: Сама надеюсь. Маргарита Львовна, правда, такая суровая сегодня…
НИНА ПАВЛОВНА: (усмехается) В день экзамена она всегда суровая. Должность такая.
КУЛИКОВА: (с умилением) Какая моя хорошенькая… Загляденье просто!
НИНА ПАВЛОВНА: Носок тянула на батманах?
КУЛИКОВА: Я не видела, другой человек подглядывал.
НИНА ПАВЛОВНА: (удивленно) В каком смысле?
КУЛИКОВА: Да тут один строитель к сыну пришел, он и смотрел через эту дырку (указывает на замочную скважину) Так он плие от батмана отличить не может, представляете?! Они вообще тут такие… Совсем не похожи на балетных!
НИНА ПАВЛОВНА: Сейчас многие не похожи. У всех свои представления, свои требования…
КУЛИКОВА: (с легкой обидой) А я? Разве я…
НИНА ПАВЛОВНА: Успокойтесь: вы то, что надо. Если бы не обстоятельства, у вас вообще было бы все в порядке…
КУЛИКОВА: (с тревогой) А какие у нас… Обстоятельства?
НИНА ПАВЛОВНА: Такие. Я вам, кстати, балетки принесла.
Протягивает ей пакет
КУЛИКОВА: Спасибо… Но какие все-таки обстоятельства?
НИНА ПАВЛОВНА: Потом объясню, хорошо?

Сцена 5

Из дверей, ведущих на лестницу, появляются Альметова и Дерюгин.
АЛЬМЕТОВА: (возмущенно) Ну, знаете ли… Это просто ни в какие ворота не лезет!
ДЕРЮГИН: Да лезет, лезет…
АЛЬМЕТОВА: Вы думаете, если я женщина, мне можно предлагать все, что угодно?!
ДЕРЮГИН: Одинокая женщина…
АЛЬМЕТОВА: Да с чего вы взяли, что одинокая?!
ДЕРЮГИН: Колечко у вас… Не там.
АЛЬМЕТОВА: Разведенная – не значит одинокая!
ДЕРЮГИН: А что я вообще такого предложил? Пообедать, пока эта бодяга будет тянуться, познакомиться поближе… Вы вот чем занимаетесь?
АЛЬМЕТОВА: (сухо) В настоящий момент – устраиваю дочь в балетное училище.
ДЕРЮГИН: Это я понимаю. А вообще?
Альметова бросает взгляд в зеркало, висящее в коридоре, быстрым движением поправляет прическу.
АЛЬМЕТОВА: (после паузы) Вообще - преподаю.
ДЕРЮГИН: В школе?
АЛЬМЕТОВА: В высшей школе.
ДЕРЮГИН: В институте, значит? А в каком? Мой-то, конечно, еще малой, но лет через семь-восемь придется куда-то пристраивать. Этот балет – баловство, согласитесь. Не для жизни занятие, так – для развлекухи…
АЛЬМЕТОВА: Не скажите. Есть такие труппы, что из зарубежных гастролей не вылезают. Там не Улановы танцуют, понятно, и не Нуриевы – середнячки. Но зарабатывают не меньше, чем Уланова в свое время.
ДЕРЮГИН: Уланова – это фигуристка?
АЛЬМЕТОВА: (смотрит на него внимательно) Ну и кругозор у вас… Как у гастарбайтера.
ДЕРЮГИН: Нормальный кругозор. И зарабатываю я тоже немало. Сейчас знаете, сколько желающих коттеджик отстроить? В очередь стоят!
АЛЬМЕТОВА: (враждебно) Вот именно: наворовали денег, теперь их тратят. А мы в своей высшей школе…
ДЕРЮГИН: (разочарованно) Значит, ресторан отменяется…
АЛЬМЕТОВА: Пригласите лучше вон ту мадам. (указывает на Куликову)
ДЕРЮГИН: (разводит руками) Не мой размер. У меня жена такая же толстуха, а на те же грабли…
Подходят к Куликовой и Нине Павловне – те смотрят в зал сквозь приоткрытую дверь
ДЕРЮГИН: (указывает на балетки, которые держит в руках Куликова) Во, и моя такие же купила! От Гришки какого-то, сказала…
КУЛИКОВА: Можно не кричать?!
Прикрывает дверь
КУЛИКОВА: (недовольно) Не от Гришки, а от Гришко… (обращается к Нине Павловне) Это ведь от Гришко балетки?
НИНА ПАВЛОВНА: Да, от них…
ДЕРЮГИН: Да по фиг мне, Гришка или Гришко. Эти тапки бабок не меряных стоят, а зачем они пацану? Ходит в них, как пи… Как голубой, короче.
АЛЬМЕТОВА: Можно посмотреть?
Берет в руки балетки, внимательно разглядывает
АЛЬМЕТОВА: Надо будет приобрести. (Нине Павловне) Можете еще достать? Постойте, я же вас знаю!
НИНА ПАВЛОВНА: (с неловкостью) Да? Интересно: откуда?
АЛЬМЕТОВА: Ну, вы же танцевали ведущие партии…
НИНА ПАВЛОВНА: Это было давно.
АЛЬМЕТОВА: Давно, это точно. Потом стали педагогом, потом частным репетитором… Но мне вас, как репетитора, не рекомендовали.
НИНА ПАВЛОВНА: (криво усмехаясь) Что ж так?
АЛЬМЕТОВА: А вы сами не догадываетесь?
НИНА ПАВЛОВНА: Представьте, не догадываюсь.
АЛЬМЕТОВА: Вы в черном списке.
НИНА ПАВЛОВНА: И кто же эти списки составляет?
АЛЬМЕТОВА: Сами знаете, кто. (кивает на дверь, затем поворачивается к Куликовой и возвращает балетки) Так что, уважаемая, Гришка или Гришко – все равно но посаран!
Куликова растерянно переводит взгляд с Нины Павловны на Альметову и обратно
КУЛИКОВА: Ничего не понимаю… Какие-то списки, какой-то «но посаран»… Что это значит, Нина Павловна?!
НИНА ПАВЛОВНА: Я объясню… Потом. А сейчас мне надо уйти ненадолго.
Поворачивается и стремительно уходит.

Сцена 6

У Дерюгина опять звонит телефон, и он отходит в сторону
ДЕРЮГИН: Ну чего там, Конышев. Пашут? Молодцы, папы Карло… Ты им скажи: никакого Рамадана! Труд, скажи им, сделал из обезьяны человека. Значит, и у таджиков есть шанс. Хотя нет, этого лучше не говори…
КУЛИКОВА: (растерянно) Не понимаю…
АЛЬМЕТОВА: И не поймете.
Усаживается в кресло, раскрывает журнал
КУЛИКОВА: Я же вообще этих интриг не люблю. Для меня балет – это сказка. Когда я смотрю «Баядерку», мне плакать хочется. Сижу в зале и реву, как дура…
АЛЬМЕТОВА: (вполголоса) Почему – как?
КУЛИКОВА: И когда «Жизель» смотрю, тоже реву. Помните сцену, где она лишается разума? Она такая несчастная при этом, такая горем убитая… Сердце разрывается, честное слово. А иногда я представляю мою девочку на сцене. Она танцует главную партию, заставляет зал замирать, плакать, и тогда я переполняюсь гордостью. Пусть она дарит людям сказку. И сама живет в сказочном мире, а не в этом нашем, где все скучно, тускло, противно…
Альметова смотрит на нее с презрительной усмешкой
АЛЬМЕТОВА: Мне хочется плакать, глядя на вас. Я думаю, это вы разум потеряли, причем окончательно! Где вы видели плачущих людей в зале?! Сейчас все оценивают технику танца! И аплодируют именно за технику!
КУЛИКОВА: Неправда, людям нужна сказка!
АЛЬМЕТОВА: Людям нужно шоу, дорогая моя. А шоу должно быть совершенным!
Закончив разговор, к женщинам приближается Дерюгин
ДЕРЮГИН: (опять указывает на балетки) Извиняюсь, конечно… Но эти тапки, говорят, молотком разбивают?
КУЛИКОВА: (рассеянно) Да, переднюю часть, чтобы мягче была…
ДЕРЮГИН: Ну, дела… Стоят кучу денег, а по ним потом молотком! Все равно, что я коттедж построю, а потом подгоню экскаватор и начну его крушить! Дурдом!
АЛЬМЕТОВА: Это не дурдом, это балет. Где свои законы и свои способы пробиться. Я, например, про сказки не думаю, это все позапрошлый век. Сейчас – другое время. Я лично даже знаю труппу, где моя дочь будет танцевать. Девять месяцев в году они проводят на гастролях за рубежом. Это, во-первых, деньги, во-вторых, возможность посмотреть мир. Я вот, работая в высшей школе, где была? В Турции один раз! А сколько я зарабатываю?
ДЕРЮГИН: Сколько вы зарабатываете? Если не секрет, конечно…
АЛЬМЕТОВА: Не секрет. Но я не скажу. Потому что стыдно сказать, сколько нам, преподавателям высшей школы…
КУЛИКОВА: Я тоже в золоте не купаюсь! Думаете, это легко: вязать с утра до ночи?! Но без сказки все равно невозможно жить!
АЛЬМЕТОВА: Возможно, дорогая моя. Пора расстаться с розовыми очками!
КУЛИКОВА: У меня нет никаких очков!
АЛЬМЕТОВА: Есть. И жизнь обязательно сорвет их с вашего носа.

Сцена 7

Приоткрывается дверь в зал, оттуда появляется Маргарита Львовна
ДЕРЮГИН: Вот и начальство показалось…
Приближается к Маргарите Львовне
ДЕРЮГИН: Здравствуйте. Мне бы побеседовать с глазу на глаз…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Позже, молодой человек. (находит глазами Альметову) Нам надо поговорить.
Альметова подскакивает с кресла, и они с Маргаритой Львовной отходят в сторону
АЛЬМЕТОВА: (с тревогой) Ну как там?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Как всегда. Экзамен – вещь серьезная…
АЛЬМЕТОВА: Моя еще не проходила?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Пока нет.
АЛЬМЕТОВА: Но по алфавиту вроде…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Сегодня в обратном алфавитном порядке детей смотрят, Иван Петрович так решил. Он у нас непредсказуемый, сами знаете.
АЛЬМЕТОВА: Но я полагала, что имеется гарантия…
МАРГАРИТА: В нашей области никто не дает гарантий. Особенно - когда Иван Петрович в приемной комиссии. Но я сделаю все, что в моих силах, обещаю.
АЛЬМЕТОВА: У нас подъем – слабое место, если честно… (косится на Куликову, которая выставила ухо и прислушивается)
МАРГАРИТА: Это неважно, важно – в каком настроении Иван Петрович. Сейчас он настроен брать длинных, мода такая пошла после успеха Лопаткиной. А ребят отбирать таких, чтобы могли таскать на себе этих лошадей…
АЛЬМЕТОВА: (неуверенно) Моя высокая, но она вовсе не лошадь…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Вырастет – станет лошадью. Но пока главное, что длинная, это повышает шанс.
АЛЬМЕТОВА: Значит, я могу надеяться?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Я же сказала: сделаю все, что в моих силах!
Еще раз приближается Дерюгин
ДЕРЮГИН: Как, закончили? (протягивает Маргарите Львовне визитку) Коттеджи, бани, малые архитектурные формы… В самые короткие сроки!
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: (с удивлением) Спасибо…
ДЕРЮГИН: Можно вас на пару слов?
Отводит Маргариту Львовну в сторону
ДЕРЮГИН: Я могу не только в короткие сроки, но еще со скидкой коттеджик построить.
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Понятно… А что хотите?
ДЕРЮГИН: Что? Вы только сознания не теряйте, как некоторые…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Тут кто-то терял сознание?
ДЕРЮГИН: Ну, вы же, балетные, волнуетесь из-за всякой фигни, нежные такие…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Не все нежные, есть и нормальные.
ДЕРЮГИН: Вот это здорово! Тогда завалите моего пацана, ладно?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Как это - завалить?! Обычно просят поддержать…
ДЕРЮГИН: А я прошу выгнать с экзамена. Ну, давайте по чесноку, если вы нормальная. Ведь в вашем балете мужиков нет, одни пи… Ну, голубые, верно?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Кто вам такое сказал?!
ДЕРЮГИН: Да ладно, всем это известно! А мне оно надо?!
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Так вы действительно хотите…
ДЕРЮГИН: Выгоняйте взашей! Прямо сейчас! А я ему еще поддам, шкету голоногому… Ну, а вам такую скидку сделаем – мама не горюй! За полцены коттедж выстроите, обещаю.
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Всякое видела, но такого… (прячет визитку в карман) Хорошо, молодой человек, я подумаю.
Скрывается за дверью

Сцена 8

Куликова с ненавистью смотрит на Альметову
КУЛИКОВА: Из-за таких, как вы… Наш балет пришел в упадок!
Альметова усаживается в кресло и раскрывает журнал
АЛЬМЕТОВА: Бог с вами, наш балет в расцвете. В этой области мы, как известно, впереди планеты всей…
КУЛИКОВА: Позади! А все потому, что сюда пролезают бездарности!
АЛЬМЕТОВА: Кого это вы имеете в виду?
КУЛИКОВА: Вас! И вашу дочь!
АЛЬМЕТОВА: (отбрасывает журнал) Да что вы знаете про мою дочь?!
КУЛИКОВА: Все! Достаточно посмотреть на мамочку, чтобы все понять про доченьку!
АЛЬМЕТОВА: (вскакивает) А если на тебя посмотреть?!
КУЛИКОВА: А ты мне на тыкай!
АЛЬМЕТОВА: Нет, буду тыкать! Ты себя в зеркале давно видела? Ты же корова!
КУЛИКОВА: Я корова?!
АЛЬМЕТОВА: Самая натуральная! А значит, и доченька – такая же!
КУЛИКОВА: (тоже вскакивает) Моя дочь – самая стройная на этом экзамене!
АЛЬМЕТОВА: Ну, это пока стройная! Пройдет время, гены возьмут свое, она тоже обрастет мясом, раздастся вширь… Это биология, понятно?
КУЛИКОВА: Ничего не раздастся! Она даже черного хлеба не ест, не говоря про белый!
АЛЬМЕТОВА: Ну, если голодом морить, да еще ноги ломать… Ты, я вижу, на все готова, лишь бы сюда пролезть! Со свиным рылом, так сказать, в калашный ряд…
КУЛИКОВА: Пролезают такие, как ты! И своих бездарностей проталкивают! Я же видела, как ты с этой Маргаритой сю-сю-сю! Большую взятку дала? Наверное, год копила со своей нищенской зарплаты?
АЛЬМЕТОВА: А чего ты мои деньги считаешь? Свои считай!
КУЛИКОВА: А мне считать нечего, я взяток не даю!
АЛЬМЕТОВА: Да если б и дала, все равно деньги бы зря потратила! Не суйся сюда, понятно? Твой уровень – спицы, мотки с шерстью, в лучшем случае освоишь вязальную машину. А в этой области тебе нечего ловить!
КУЛИКОВА: И это говорит преподаватель высшей школы – нечего ловить! Поэтому у нас и высшая школа в упадке!
К женщинам приближается Дерюгин
ДЕРЮГИН: Брэк, как говорят в боксе. Предлагаю по сто грамм, если в ресторан никто не хочет.
Достает из портфеля коньячную фляжку
ДЕРЮГИН: А то тут кого-нибудь точно заколют вязальной спицей… Ну, за искусство!
Делает глоток, затем протягивает фляжку Куликовой. Та отпивает сразу полбутылки
ДЕРЮГИН: Ого! Ну, ладно… (протягивает фляжку Альметовой)
АЛЬМЕТОВА: Не буду я пить с этой коровой!
КУЛИКОВА: Как это?! Я же выпила!
АЛЬМЕТОВА: А я не хочу!
ДЕРЮГИН: Выпейте, так ведь можно до инфаркта допрыгаться…
АЛЬМЕТОВА: (после паузы) Разве что по этой причине…
Берет фляжку и допивает до конца
ДЕРЮГИН: Ну вы, блин, даете… Балетные все такие? Чтоб без закуси и до дна?
Когда он выливает в рот остатки, открывается дверь, в коридор выходит Маргарита Львовна и застывает в удивлении
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: (язвительно) Может, огурчик принести?
ДЕРЮГИН: (торопливо сует бутылку в портфель) Извините, нервы… Когда она все-таки кончится, эта бодяга?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Скоро уже. Иван Петрович сейчас по списку проходится, поэтому прошу не шуметь.

Сцена 9

В коридоре появляется Нина Павловна. Маргарита Львовна долго смотрит на нее, затем подходит
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Знала, что появишься.
НИНА ПАВЛОВНА: (усмехается) Предчувствие, что ли?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Хорошая память.
НИНА ПАВЛОВНА: Вроде ты не отличалась хорошей памятью.
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Неужели?
НИНА ПАВЛОВНА: Никогда не могла партию выучить до конца, все время сбивалась.
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Ну да, поэтому дальше второй линии кордебалета не продвинулась... Но это дела прошлые. Кто сейчас помнит заслуженную артистку, танцевавшую главные партии? Никто, новые звезды появились. А заслуженная подрабатывает репетиторством…
НИНА ПАВЛОВНА: Я не подрабатываю, я работаю.
МАРГАРИТА ПАВЛОВНА: Неважно. Важно, чтобы юное дарование – или юная посредственность, не суть важно…
НИНА ПАВЛОВНА: Важно.
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Неважно. Так вот надо, чтобы это создание, грезящее о сцене, аплодисментах и так далее, прошло в училище.
НИНА ПАВЛОВНА: (усмехается) К сожалению…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Так что главные теперь мы.
НИНА ПАВЛОВНА: Вы всего лишь обслуга. А главные – эти юные создания.
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Они – глина, из которой мы лепим горшки. Они когда получаются, когда не получаются, но в этих стенах надо быть. Просто быть, понятно?
НИНА ПАВЛОВНА: Что ты хочешь этим сказать?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Что твоим не светит.
НИНА ПАВЛОВНА: У моих на лбу написано, что они мои?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Не написано. Но твоя манера проглядывает, я ее хорошо помню. Да и справки навела – на случай, если память откажет.
Пауза
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Так вот слушай. Мне наплевать, дарования ты учишь или середнячков. В любом случае ни один из них никогда… Ты слышишь? Никогда не пройдет! Костьми лягу, но не пропущу!
Возвращается к двери и скрывается за ней, с грохотом закрыв за собой створку. Затемнение

Сцена 10

На стене висят списки, возле них, отталкивая друг друга, топчутся Куликова с Альметовой. Дерюгин с усмешкой за ними наблюдает
КУЛИКОВА: Можно не пихаться?!
АЛЬМЕТОВА: Это вы пихаетесь!
Куликова ведет по списку пальцем
КУЛИКОВА: Ничего не понимаю… Тут в обратном порядке, кажется, фамилии идут…
АЛЬМЕТОВА: Да вам что в прямом, что в обратном…
КУЛИКОВА: Это мы еще посмотрим! (оттирает Альметову)
АЛЬМЕТОВА: (отходя в сторону) Да смотрите, сколько хотите!
КУЛИКОВА: Ничего не понимаю… Курицына есть, Куляхтина есть, а Куликовой нет… Моей девочки – нет!
АЛЬМЕТОВА: (торжествующе) Я же говорила: но посаран!
КУЛИКОВА: (растерянно озирается) Почему нет моей девочки?! Она же самая стройная! Самая подготовленная! Ох, что-то меня шатает… Потому что выпила, наверное… (опускается в кресло) Ничего не понимаю… Они же все умеет, ее можно на второй курс зачислять! Ей папа станок балетный сделал, прямо как настоящий… Зеркало прикрепил к стене… Она в любую свободную минутку занималась, бредила этим балетом!
АЛЬМЕТОВА: Это вы бредите. Потому что от жизни оторвались!
КУЛИКОВА: (не обращая на нее внимания) Мы мечтали ходить всей семьей на ее представления, чтобы она выходила в белой пачке и танцевала, танцевала… Она бы дарила нам сказку, а мы бы дарили ей цветы; и зал дарил бы цветы, и все были бы такие счастливые…
АЛЬМЕТОВА: Прямо Шарль Перро какой-то. Опуститесь с небес на землю, мамочка! Все давно уже по-другому!
Уверенно подходит к стене, утыкает палец в нижнюю часть списка
АЛЬМЕТОВА: Алиханова, Альтшуллер… (Дерюгину) Не родственник вашего начальника?
ДЕРЮГИН: Мой начальник – не такой придурок, как я. И жена у него построена, никакой самодеятельности!
АЛЬМЕТОВА: Постойте, но ведь между этими двумя фамилиями должна быть Альметова?
ДЕРЮГИН: (пожимает плечами) Наверное…
АЛЬМЕТОВА: (бормочет) Но ее почему-то не включили в список… Странно. (пауза) Даже очень странно. Я столько сюда вложила, а они… Это что же получается? Что не будет ни труппы, ни гастролей, ни заработков? И моя дочь станет вот такой?! (указывает на Куликову) С этим вязанием в руках, с расплывшейся фигурой, выйдет замуж за какого-нибудь дурака…
КУЛИКОВА: (утирая платком слезы) Не оскорбляйте моего мужа, он не дурак. А вас бог наказал за самоуверенность! Не рой яму другому, как говорится…
ДЕРЮГИН: Странно мне на вас смотреть, девушки. Радоваться надо! Я по такому случаю даже еще раз сбегал бы, чтобы продолжить банкет…
АЛЬМЕТОВА: А вы ведь Дерюгин, да?
ДЕРЮГИН: Дерюгин. А что?
АЛЬМЕТОВА: Тогда идите, полюбуйтесь. (указывает на списки) Вашего боксера взяли!
ДЕРЮГИН: Как это?!
Дерюгин подскакивает к спискам
ДЕРЮГИН: Ну, полная жесть!
АЛЬМЕТОВА: Согласна. И кто-то должен за эту жесть ответить.
Альметова решительно распахивает дверь, заходит внутрь и вскоре вытаскивает Маргариту Львовну
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Отпустите меня! Ведите себя прилично!
АЛЬМЕТОВА: Нет, я хочу знать причины! Мы же договорились, так?!
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: (вполголоса) Со мной – да. И я сделала все, что могла. Но у Ивана Петровича свое мнение! Я же говорила: он непредсказуемый! Прицепился к подъему, говорит: совсем плохой… И выворотности никакой… Так что давайте на будущий год…
ДЕРЮГИН: (оттирает Альметову) А мне-то что делать? Я думал, у нас все решено, а вы, значит…
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Мальчик Ивану Петровичу приглянулся. Он сказал: надо же кому-то этих лошадей на себе таскать. А он парень здоровый, выдержит…
ДЕРЮГИН: (стучит себя по голове) Дурак, зачем пацана накачивал? Хотел в бокс отдать, а теперь… (Маргарите Львовне) А договориться нельзя?
МАРГАРИТА ЛЬВОВНА: Нельзя. Слово Ивана Петровича – закон.
ДЕРЮГИН: (бормочет) Лучше бы ты, Иван Петрович, был Альтшуллером – договорились бы…
У Дерюгина опять звонит телефон, и он отходит ненадолго в сторону. Маргарита Львовна скрывается за дверью. Куликова плачет, сидя в кресле, Альметова стоит в растерянности
АЛЬМЕТОВА: Странно. Я даже личной жизнью пожертвовала ради этого, только копила, копила, копила… А ведь была возможности устроиться, замуж выйти… Но мой очередной ухажер терпеть не мог балет, и я его отвергла. А теперь что же… Может… В ресторан? (смотрит на Дерюгина)
ДЕРЮГИН: (кладет телефон в карман) Какой ресторан?! У меня чурки с объекта на Рамадан слиняли! Ну, папы Карло, погодите…
Уходит. Затемнение

Сцена 11

На сцене никого нет. Когда распахивается дверь, в глубине зала высвечивается девичья фигура в балетном трико. Девочка стоит у станка. Звучит музыка.
ГОЛОС НИНЫ ПАВЛОВНЫ: Встань в первую позицию, моя хорошая… Вот так. Теперь батман… Еще батман… Теперь, пожалуйста, плие… Руку в сторону, вот так… Всегда следи за руками, это важно… Тут все важно. Поэтому надо много работать. Ты будешь много работать, девочка моя – до пота, до кровавых мозолей… Не все будет получаться, и не сразу, но это надо перетерпеть. Тебе будут завидовать, тебя будут ненавидеть, но ты должна идти вперед. Я знаю: ты сможешь дарить людям радость. И ты будешь счастлива. Ты обязательно будешь счастлива…

КОНЕЦ

Санкт-Петербург

Категория: «Пьеса на свободную тему» | Автор: Владимир Шпаков
Просмотров: 339 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
произведения участников
конкурса 2013 года
все произведения
во всех номинациях 2013 года
номинации
«При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» [53]
поэтическая номинация издательства «Воймега»
«Я принял жизнь и этот дом как дар…» [195]
поэтическая номинация журнала «Интерпоэзия»
«Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог…» [60]
проза: номинация журнала «Октябрь»
«Когда любовь растопит шар земной?..» [108]
проза: номинация журнала «Дружба народов»
«ЖЗЛ, или Жизнь замечательных людей» [60]
драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO»
«Пьеса на свободную тему» [155]
драматургия: номинация Международной театрально-драматургической программы «Премьера PRO»
Сегодня
день рождения
вот, как только, так сразу отметим!