17 сентября
Бакстер похож на Малькольма Макдауэлла из «Заводного апельсина» Кубрика. Именно на того юного и омерзительного Макдауэлла в белом трико и чёрном котелке. Когда я вхожу к Бакстеру, у меня всегда срабатывает ассоциативное мышление: Бакстер — Макдауэлл — «Заводной апельсин» — круглый оранжевый фрукт с отверстием для ключа. Однажды я даже видел подобный плакат и хотел купить его для Бакстера, но удержался. Бакстер не смотрит кино, он просто не знает, кто такие Кубрик и Макдауэлл.
Сегодня Бакстер возбуждён. Едва я появляюсь в лаборатории, он бросается на меня, хватает за лацкан пиджака и тащит к полю боя. Иначе опытный стол Бакстера назвать сложно. Это даже не стол. Это огромная плоскость восемь на восемь метров; на нём есть специальные выступы, по которым можно ходить, не повреждая расположенные под ногами объекты экспериментов. На столе выстроен целый город: домики, горочки, лабиринты, переходы, конвейеры. Всё это управляется при помощи компьютера, за которым Бакстер проводит большую часть своего времени. Меньшая часть посвящена обитателям города: уходу, кормлению и надстройке дополнительных конструкций.
Город населён мышами.
Они просто кишат там. Белые, чёрные, рыжие, какие-то серо-буро-малиновые в крапинку, бегают, пищат, строят себе гнёзда из обломков домиков (Бакстер старается заменять испорченные строения, но не всегда успевает).
— Смотри! — показывает Бакстер.
На мониторе — мышь. Она стоит на задних лапках и внимательно смотрит в камеру.
— И что?
— Теперь с другой камеры, — Бакстер щёлкает клавишей.
С другого ракурса видно, что мышь смотрит не в камеру, а в зеркало. Она стоит и смотрит. Затем поворачивается боком, но морду держит так, чтобы видеть своё отражение.
— Круто, — говорю я.
Бакстер смотрит на меня дикими глазами.
— Что значит «круто»? Это открытие века! Она проявляет зачатки разума! Эксперимент даёт результаты.
— А у тебя сыр за зеркалом не лежит?
— Дурак ты, — обиженно говорит Бакстер.
Будь на его месте герой Кубрика в чёрном цилиндре, он бы, вероятно, достал бейсбольную биту и проломил мне череп. Очень хорошо, что Бакстер похож на него только внешне.
— Да ладно тебе, вижу...
Бакстер всё равно обижен. Разумные мыши — это его мечта. Шестой год разводит этот зверинец, а институт всё выделяет и выделяет средства.
Странно, но Бакстер любит мышей. Попробуй-ка хоть одну его мышь обидеть, за хвост подвесить или просто подразнить едой. Бакстер за мышей любого на части порвёт. При этом мыши у него мрут как мухи. Он их и током бьёт, и кислотой поливает, и в мозги какие-то электроды вставляет, и за хвосты сам подвешивает. И ничего, нормально. Отработанный материал — трупики — выкидывает в ведро, а лаборант их выносит каждые несколько часов.
Подхожу к урне, заглядываю. Уже два мертвеца за сегодня. Один какой-то взлохмаченный, а второй — с мокрой и свалянной шёрсткой. Бакстер замечает, что я изучаю его отходы.
— Одного загрызли, — говорит он. — Насмерть, ночью. Я не заметил.
— Понятно.
— Впервые такое, кстати. Они мирные очень, эта порода. Даже альбиносы.
— Влияние разума, — говорю я.
Бакстер хмурит лоб.
— Вот я тоже так подумал. Посмотрим. Если степень разумности будет расти, а вместе с ней — и степень агрессивности, буду добиваться снижения последней. Разумность должна быть неагрессивна.
— Если это возможно.
Он смотрит на меня.
— Если из мыши можно сделать разумное существо, то из мыши можно сделать и мирное разумное существо.
— Может быть.
Бакстер подходит к компьютеру. Мыши у зеркала уже нет.
— Чёрт, — говорит он спокойно. — Неужели получается...
— Если мыши будут не только смотреться в зеркало, но бросаться друг на друга с холодным оружием, тогда цивилизация точно сложилась.
Бакстер молчит.
— Да тьфу на тебя! — изрекает он наконец. — Иди, покуда всё не испортил.
— Давай, — бросаю я и выхожу из лаборатории.
Заходил ведь просто поболтать. Я на шестом работаю, в отделе сертификации. Патенты, общение с прессой немножко. Лаборатория Бакстера — в подземном этаже.
Выхожу на шестом. Навстречу идёт Танго. Она одета в испанского кроя красно-белое платье, чёрные волосы распущены. Танго относится к девушкам, вслед которым оглядываешься, когда проходишь мимо. Сложно сказать, что она красавица (хотя лично я так сказать могу без зазрения совести), но она — яркая, заметная, эффектная. Её невозможно забыть, она не серая мышь, ни в коем случае.
Тьфу ты, опять мыши в голову лезут.
— Привет! — бросает она.
— Привет, — конечно, я оглядываюсь вслед.
Грациозна, да, она грациозна.
Вот и моя дверь. Сначала — общий офис, потом — мой кабинет, отдельный. Танго работает в соседнем отделе, я вижу её нечасто.
На мониторе мигает личка социальной сети. Десять сообщений от разных людей за полчаса, что я отсутствовал. Из них пять — по работе. Ладно, я, в общем, люблю свою работу.
24 сентября
Бакстер звонит на мобильный. Наверное, не знает внутреннего.
— Зайти можешь?
Неделю от него — ни слуху, ни духу, весь в мышах своих и другой живности.
— Сейчас?
— Ну, когда освободишься.
— Ладно, сейчас буду.
Выхожу в коридор, иду к лифту. Небось, очередная мышь в зеркало смотрится. По-моему, никто, кроме меня, просто не относится к Бакстеру нормально. Все посмеиваются, подшучивают, ругают руководство за разбазаривание денег и так далее. А я просто прихожу и смотрю на бакстеров лабиринт, и разговариваю с ним, как с человеком. Надя из моего отдела сказала однажды, когда я шёл вниз: «Мышелову привет передавай», и рассмеялась. И мне так хреново стало, так обидно, хотя непонятно, почему. Я тоже не очень серьёзно к этим экспериментам отношусь, просто я не такой легкомысленный.
Его, кстати, вовсе не Бакстером зовут. Лёня его зовут. Леонид Свиридов. А Бакстером его прозвали давным-давно за любовь то ли к одноименным чипсам, то ли к чему-то подобному.
Конечно же, как только я вхожу в лабораторию, Бакстер на меня бросается.
— Есть! — кричит он. — Смотри!
На мониторе — мышь. Она стоит на задних лапах, спиной опираясь на стенку. Перед ней — столик такой высоты, что передние лапки можно на него положить. В одной лапе у мыши кусочек песочного печенья. Для мыши он — как торт средних размеров. Она его грызёт, затем откладывает на стол. Берёт трубочку (тонкую, гораздо тоньше соломинки), пьёт через неё что-то из ёмкости, стоящей на столе. Ёмкость непрозрачная, типа крошечного бочонка.
— Это та же?
— Другая, — крутит головой Бакстер.
— А как с агрессией?
— Не очень, — кивает на урну.
Заглядываю. Три трупа, два явно погибли в сражении.
— Знаешь, чем чёрного убили?
— Когтями?
— Нет. Я наблюдал, но не остановил. Трое держат, четвёртый втыкает иглу в глаз.
Я, кажется, отшатнулся.
— То есть?
— Для изучения я их вооружил. Миниатюрная одежда для защиты, миниатюрные копья из толстых игл, крошечные ножи из кусочков резака для бумаги. Одежду не освоили. А оружие расхватали через день. Сегодня закололи этого. Вчера двое подрались. Один — с когтями, второй — с ножом. Победил тот, что с ножом.
— Ты же хотел ограничивать агрессию.
— Я понял, что это глупо. Любая цивилизация проходит через стадию агрессивного поведения.
— Не рано ли ты это называешь цивилизацией?
Он смотрит на меня серьёзно, без обыкновенного безумия в глазах.
— Нет, не рано. Это цивилизация. Ещё месяц — и они придут к производству. Я уже готовлю элементарное оборудование.
— Что будут производить?
— Одежду. И энергию. И оружие. И ещё сборку чего-нибудь организую из готовых деталей.
«Оружие». Да, конечно, контролируемая агрессия. Заводной апельсин. Здравствуй, Энтони Бёрджесс.
— Ещё спорт, — говорит он. — Организую соревнования по бегу. Думаю, это несложно. И, может быть, по прыжкам в высоту.
— И в длину.
— В длину не буду. У них бег и прыжок слишком близки.
— А у человека не близки?
— Человеку гораздо проще объяснить разницу, не забывай.
Обхожу вокруг города. Мыши суетятся, бегают, исчезают в его недрах, снова появляются на поверхности.
Самое высокое сооружение очень похоже не рейхстаг. На его плоской крыше — маленький красный флажок. Для мыши это здание — дворец. Одна из мышей появляется наверху. Бежит к краю крыши, смотрит на город. Мечется по кромке. Это альбинос. У неё белая шёрстка и красные глаза. За её спиной ещё три мыши выбираются на серую плоскость. Они бегут к альбиносу, начинают гонять его по крыше. Прижимают к углу. У одной из мышей в передних лапках нож. Белая мышь мечется, напарывается на лезвие, отскакивает назад. Задние лапки съезжают, мышь грохается на спину примерно с метровой высоты, но успевает перевернуться, убегает, прихрамывая. Загонщики исчезают в недрах здания.
Цивилизация, похоже, ведёт к ненависти. К расизму — так точно.
1 октября
Видимо, у Бакстера — традиция: вызывать меня по средам. Наступает очередная среда, на часах 15.49, и в чате появляется сообщение от Бакстера: заходи.
Мне уже так осточертела работа, что я безумно рад с неё сбежать. Тем более, нашёлся предлог.
Бакстер возбуждён и бледен. Его правая щека заклеена огромным пластырем, через который виден розовый силуэт расплывающегося кровавого пятна. Правая рука перемотана бинтом.
— Они строят, — говорил Бакстер. — Моя стимуляция достигла совершенства. Они строят новые здания на крышах старых. Я подкидываю им сырьё и стройматериалы. А вчера...
Он протягивает мне что-то маленькое. Это игла. Только странная. Она похожа на миниатюрное рыцарское копьё. Близ одного из концов — утолщение, за которое удобно браться когтистой мышиной лапой.
— Ты сделал им копья?
— Я дал им технологию литья. Они сами делают оружие.
Бакстер идёт к мышиному городу. Неожиданно я понимаю, что город изменился. Раньше он имел прозрачные плексигласовые стенки метровой высоты. Теперь стенки — выше человеческого роста. Бакстер прослеживает мой взгляд.
— Они начали выбираться за пределы. Они плели верёвки, изготавливали кошки и цепляли их за верхнюю границу стен. Пришлось нарастить ограждение. Видишь: пока ловил — весь поранился.
Оборачиваюсь к нему.
— Слушай, а ты кому-нибудь показывал это, кроме меня? У тебя комиссии бывают?
— Раз в месяц, — Бакстер делает шаг к компьютеру. — Следующий визит послезавтра, в пятницу. В другое время меня никто не трогает.
Подхожу к прозрачной стенке. Мыши маршируют по городу строем. Мыши вооружены. У них есть командиры, которые идут впереди групп. Из дома в дом снуют мыши в жилетках и шапочках. Мышь едет на подобии веломобиля. Бакстер создал новую разумную расу.
На главной площади — казнь. Возвышение, похожее на эшафот. Верёвками за лапы растянута белая мышь, очень маленькая, почти мышонок. Чёрная мышь колет её копьём, капает кровь, вокруг толпа. Наверное, они пищат что-то, отсюда не слышно.
— Слава Богу, они не знают огня, — говорит Бакстер. — Они боятся его. Я надеюсь, они никогда не узнают огня.
— А как они льют металл?
— У них готовая установка. Они не знают, что внутри, и не могут её разобрать.
— Но очень многие материалы требуют нагревания для обработки.
— Я пытаюсь обойтись без подобных технологий. У них лепная посуда, без обжига. Одежда — это понятно. Натуральные ткани, плетение.
— Я видел велосипед.
— Я дал.
Продолжаю смотреть на площадь. Мышь-жертва изгибается дугой. Палач отрезает у неё хвост. Ближайшие несколько зрителей рвут хвост на части и едят его.
— У них есть власть?
— Да, есть. Есть главный. Чёрная мышь, жирная и злая. Пошли, покажу.
Идём к компьютеру. На экране — огромный по мышиным меркам зал. В центре — помост, на нём — деревянные табуреты и трон. На троне — чёрная мышь в короне из фольги. Корона выполнена очень искусно. В лапе у мыши — посох. Этим посохом она, не поднимаясь с трона, бьёт по голове другую мышь, маленькую, серую. Все вокруг — в немом подчинении. Серая мышь пищит (это слышно через динамики), чёрная тоже. Голос чёрной похож, скорее, на рявканье, на лай, чем на мышиный писк.
— Ты понимаешь их язык?
— Нет, — говорит Бакстер. — Это, наверное, единственное, чего я о них не знаю.
Расправа подходит к концу. Белая мышь мертва.
— Они не любят альбиносов?
— Да. С самого начала травят. Тут есть нечто вроде роддома. Если рождается мышь-альбинос, его тут же убивают и съедают.
— Расизм.
— Да.
У меня в кармане вибрирует мобильный. Отражается незнакомый номер. Поднимаю.
— Это Таня из второго отдела. Думаю, что ты можешь помочь.
— Иду.
Говорю Бакстеру:
— Мне надо идти.
— Давай.
Поднимаюсь наверх, прохожу мимо двери своего отдела. Дверь второго отдела открыта. Кроме Танго, там ещё Алла Викторовна, полная и печальная дама лет пятидесяти. Второй отдел занимается экономическим обоснованием работы всего блока. Я занимаюсь проблемами утечки информации. По сути, наши отделы не имеют прямого отношения к науке.
Танго поднимает голову, чуть улыбается. Её тёмные волосы убраны в конский хвост на затылке. Такая причёска ей не идёт.
— Привет.
— Привет.
— Садись.
Сажусь перед её столом.
— Сразу к делу. Чем занимается Свиридов?
Хм... Что ответить?
— Он же не в нашем блоке?
Она подсовывает мне записку, кивая в сторону Аллы Викторовны. На бумажке написано: «В первом ящике моего стола мышь». Я понял. Тихо спрашиваю:
— Одетая?
Она кивает.
Алла Викторовна встаёт и выходит.
— С оружием, — говорит Танго. — В жилетке. Она пыталась мне глаз выколоть. Вот.
На руке Танго длинный глубокий порез.
— Почему ты думаешь, что это работа Бакстера?
— Весь институт знает, что Бакстер пытается сделать мышей разумными. Весь институт посмеивается. Многие дорого бы заплатили, чтобы заглянуть в его лабораторию. Ты — единственный человек со стороны, кроме начальства, который имеет доступ к Бакстеру.
Думаю.
Поднимаю на неё глаза.
— Да, это работа Бакстера.
— Так пусть заберёт своё творение.
— Где ты её поймала?
— Она сидела у меня на столе, когда я вернулась с обеда.
— А почему раньше не спросила?
— Потому что хотелось с ней поиграть.
Я задумываюсь. Танго улыбается с ехидцей, но по-доброму.
— Поиграла? — изображаю ухмылку.
— Как видишь.
Набираю номер Бакстера.
— Бакстер, тут одну твою мышь поймали на нашем уровне.
Бакстер вопит.
— Что?!
— Поднимайся сюда, забери своего бойцового зверя.
Бактер появляется через пять минут, запыхавшийся, в халате, измазанном какой-то мерзостью.
— Где?
Танго отходит от стола, показывая Бакстеру на ящик.
Бакстер аккуратно открывает ящик, извлекает мышь. Та усердно колет его в руку копьецом. Бакстер конфискует оружие и перехватывает зверька так, чтобы тот не мог дотянуться до кожи зубами.
— Чёрт, — говорит Бакстер. — Я не знаю, что произошло. Ребята, никому ни слова, хорошо?
Хорошо, конечно.
Он исчезает.
Танго смотрит на меня.
— А пошли сегодня в кино, — вдруг говорю я.
Танго улыбается.
3 октября
Бакстер звонит мне на мобильный в 11.05.
— Макс, я сворачиваю эксперимент.
Я кладу трубку и иду к Бакстеру.
В лаборатории светло и на удивление чисто. Мне непривычно видеть столько людей в этом помещении. Помимо Бакстера тут ещё человек десять. Кое-кого я знаю. Два человека одеты в военную форму. Бакстер в центре, он бегает между представителями комиссии и что-то им доказывает. Интересно, когда он успел мне перезвонить.
Никто не замечает, как я вошёл. Я обхожу толпу и смотрю сквозь прозрачный плексиглас. Мыши играют в войну. Нет, не играют. Мыши и в самом деле воюют между собой. Две армии — в курточках разной расцветки, с копьями и ножами сражаются на площади, на крышах домов, на узеньких улочках. На экране монитора — тоже сражение, только внутри, в комнатах. На крыше рейхстага белая в рыжие пятна мышь воздвигает тоненький флагшток с зелёным, в цвет формы, флагом. На неё набрасываются две мыши из противоположного лагеря.
— История человеческой цивилизации, — говорит пожилой мужчина в роговых очках, — это история непрекращающихся войн. Мне кажется, господин Свиридов только что наглядно это доказал...
Его перебивает толстый военный.
— И что из этого?
— Если допустить существование вот такой мышиной цивилизации, то...
Его голос теряется в звучном женском контральто.
— Я считаю, что это издевательство!...
Они перекрикивают друг друга, спорят о чём-то. Бакстер теряется в грохоте.
— Это может понадобиться в целях...
— Куда мы катимся?..
— Если сравнить с естественным природным поведением...
Я замечаю, что плексигласовые поверхности держатся в пазах и укреплены защёлками. Я подхожу к городу, отщёлкиваю четыре защёлки — по две с каждой стороны — и дёргаю один из листов на себя. Отпрыгиваю. Лист с падает вниз. Я отщёлкиваю застёжки следующего.
Мыши потоком бегут прочь из своего крошечного мирка в большой. На ходу они успевают обмениваться ударами. Чувствую резкую боль в ноге: одна из мышей вонзает топорик мне в лодыжку. Давлю зверька подошвой, продолжаю снимать панели.
Наконец, комиссия — весь этот паноптикум уродов — замечает, что происходит. Тётка в белой блузке с эмблемой «Гринписа» на массивной груди вопит: «Уберите их от меня!» Военный выхватывает пистолет. Плешивый мужичок в дорогом костюме забирается на компьютерный стол, откуда его тут же сбрасывает мужчина в роговых очках. Мыши бегут непрерывно. Они взбираются по ногам, рвутся к лицам, колют, кромсают, грызут. Их агрессия направлена не друг на друга. Они нашли нового врага — более опасного, более интересного, более ненавистного.
Я бегу к выходу. В дверях сталкиваюсь с Бакстером. Он смотрит на меня дикими глазами и орёт:
— Зачем ты это сделал?
Я отталкиваю его и бегу к лифту. Мыши сочатся через дверь.
— Что ты сделал? — кричит мне вслед Бакстер.
История человеческой цивилизации — это история войн? Нет.
История любой цивилизации — это история войн.
Разумный лев будет грызть своих соплеменников ради того, чтобы ему досталось больше мяса убитой антилопы. Разумный гриф устроит кровавую диктатуру на свалке и будет выдавать отбросы пайками. Разумная свинья будет драться за право обладать корытом. Чёрт. По-моему, Бакстер всё доказал. Он хотел получить искусственный разум? Он его получил. Он не знал, для чего ему этот разум, — это факт. Теперь у него есть результат. Разум — это страшно. Разум — это зло.
Хотя нет. Он получил не разум. Он получил цивилизацию.
Двери лифта расплющивают пытающуюся пробраться мышь. Лифт идёт наверх.
Интересно, сколько у Бакстера мышей? Интересно, что будет дальше?
Я — грамотный и спокойный человек. Рассудительный. Зачем я это сделал? Я и сам не знаю ответа. Наверное, потому что инстинкты сильнее. Инстинкты плюс цивилизация равно война. Я объявил войну. Разум пасует перед инстинктами.
Танго, пойдём в кино. Там, кажется, фильм про восстание машин.
А потом плюнем на цивилизацию и поддадимся инстинктам.
|